Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

Виктория и шоумен

Начинаю потихоньку знакомиться с фильмами ушедшего года и, чтобы не пропадать совсем, буду что-нибудь о них писать. Материал не особенно богатый, но будем исходить из того, что есть.


Виктория и Абдул | Victoria & Abdul | Стивен Фрирз | 6


Иногда обнаруживаешь на КиноПоиске совершенно неожиданную статистику. К примеру, среди более чем двухсот моих друзей на сайте недавно вышедшую картину «Виктория и Абдул» посмотрели только два человека. Редкий артхаус удостаивается подобного результата, а тут речь о ленте месячной давности. Понять причины столь откровенного невнимания и неуважения к признанному английскому постановщику Стивену Фрирзу мне довольно сложно. Конечно, «Виктория и Абдул» – кино неброское и, возможно, не слишком привлекательное для массового зрителя. Что это ещё за Абдул и какое нам дело до его взаимоотношений со знаменитой английской королевой? С одной стороны – никакого, и всё же версия Фрирза (основанная «по большей части» на реальных событиях), может показаться куда более любопытной, забавной и симпатичной, чем вы могли ожидать. Начать с того, что этот режиссёр умеет снимать костюмные фильмы и кое-что понимает в кино о королевах – «Опасные связи» и «Королева» тому явное подтверждение. И первая же сцена приёма в Виндзорском замке быстро напоминает нам о том же самом. Уморительнейшая и сложная церемония смены блюд и преподнесения подарков так и остаётся лучшей находкой Фрирза за все два часа. Сложный же механизм могущественной империи, чей монарх повелевает миллиардом подданных, на самом деле, не так уж замысловат и работает всё по тому же принципу, что и сто, и тысячу лет назад. Красиво одетые дамы и господа заискивают перед наместником божьим и друг другом, дети спешат хоронить родителей, а для брака важно исключительно высокое происхождение, будто ты хоть принцессой Гавайских островов. А самая несчастная фигура во всей этой торжественной и фальшивой иерархии – сама королева, одновременно уважаемая и ненавидимая всеми вокруг.




Кажется, именно это и пытается сказать нам Фрирз, простодушно и безо всякого лукавства. Величественно-старая и скучающая Виктория в исполнении Джуди Денч вызывает неподдельную жалость и искреннее желание как-то помочь, развеселить, стряхнуть пыль с зачехлённой жизни согласно этикету и королевским обязанностям. При этом складывается впечатление, что среди всего экранного маскарада одна только старая королева и не носит маски. Достоинства красавца Абдула – помимо белозубой улыбки и умения говорить, как в арабских сказках – остаются загадкой до самого конца, равно как и его мотивы. Такое ощущение, что индус интересен режиссёру лишь как новая игрушка Виктории, которую она всюду таскает с собой, впав в своевольную инфантильность. Поначалу это кажется забавным и даже воодушевляет, но постепенно превращается в унылое повторение одного и того же приёма, призванного доказать нам, что истинная дружба и преданность не знают преград и уж точно не считаются с социальным статусом.

Пожалуй, так оно и есть, но от излишней сентиментальности фильм это явно не спасает. Колеблясь на грани между средней костюмной постановкой и историей о живых и интересных людях, «Виктория и Абдул» заметно сдаёт после первой трети, сдобренной добрым и уместным юмором (пусть и не тонким английским, а более современным). Будет несколько завораживающе красивых видов, несколько тёплых диалогов, где вот-вот мелькнёт что-то настоящее, несколько натужных попыток заново рассмешить и поддержать хорошо начатое – но в целом всё так и останется на уровне милого, человечного и всё же слишком предсказуемого американского кино. Что не умаляет заслуг Фрирза по части постановки, так как костюмы и интерьеры явно говорят в пользу именно английского духа картины. Которая всё-таки честно и добросовестно пытается вывести незамысловатую историю на уровень настоящего кино. Пусть это удаётся ей меньше, чем, скажем, «Молодой Виктории», где персонаж Эмили Блант выглядит заметно живее и интереснее, равно как и история любви юной королевы.




Величайший шоумен | The Greatest Showman | Майкл Грэйси | 6



Создатели некоторых современных фильмов порой ставят тебя в совершенно невыносимое положение. С одной стороны, невозможно не отдать должное режиссёру, поставившему такой зажигательный и во всех смыслах яркий мюзикл, где каждый номер – просто конфетка, а профессионализм исполнителей даже повыше, чем в «Ла-Ла Ленде». Хорошее чувство стиля, цвета и кадра, запоминающиеся песни, неплохая выдумка с «площадками» для выступлений актёров, а уж музыкально-танцевальный диалог в баре – чуть ли не лучшая сцена во всём фильме. Тем не менее, не покидает чувство всё того же удивлённого разочарования от невыносимой банальности каждого эпизода, диалога и сюжетного поворота. Казалось бы, что сложного – сделать диалоги чуть более свежими и остроумными, а сюжетные ходы – чуть менее предсказуемыми и скучными. Вместо этого снова избирается самый лёгкий и неинтересный из возможных путей – желание заиграть старую пластинку в современной обработке.


Конечно, в каком-то смысле естественно ожидать громкого и фееричного шоу в фильме про первого в мире шоумена. Не сказать, чтобы в старом-добром Голливуде сюжет мюзиклов имел большое значение, и всё же пора весельчаков, поющих под дождём, и джентльменов, отбивающих чечётку, давно прошла. И её не вернуть, нацепив неестественно броские костюмы и напичкав современный фильм откровенно современными песнями. Да, это всё ещё действует, особенно когда есть жизнерадостный Хью Джекман, которому годы нипочём, смазливый красавчик Зак Эфрон, роскошная и рыжеволосая Ребекка Фергюсон, пара ангелочков в платьицах и целая коллекция презираемых, угнетаемых и неполноценных, чьи права сейчас бы защищали с пеной у рта. Однако не действует сам механизм, вконец сломавшийся и заржавевший, но раз за разом упорно вытаскиваемый наружу со старого чердака. И после просмотра чувствуешь себя как тот суровый и вечно недовольный критик, который и рад бы сказать красивые слова о торжестве добра и человечности, да совесть не позволяет. Так или иначе, Оскар за лучшую песню у этих ребят в кармане. И то славно.

Tags: 2017, кино, сша
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments