Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Фильм-не-фильм и старая новая надежда


Квадрат | The Square | Рубен Эстлунд | 5


«Квадрат» оставляет в растерянном недоумении на протяжении всех двух с половиной часов. В подобном состоянии пребывает и главный герой картины, занимающий должность куратора музея современного искусства и, кажется, совершенно в нём не разбирающийся. Да и какое там к чёрту искусство, когда жизнь бьёт ключом – тусовки, пресс-конференции, интервью, новые подружки, крутые тачки и полные карманы денег. Рубен Эстлунд демонстрирует нам довольно точную и действительно актуальную картину жизни современного человека, с его амбивалентным отношением к миру и полной утратой взаимопонимания с себе подобными. На протяжении фильма Кристиан пытается привлечь внимание к новой выставке музея, главным экспонатом которой является пресловутый «Квадрат» – вделанный в плитку светящийся прямоугольник, призванный сделать людей равными и заботящимися друг о друге в рамках своих четырёх сторон. Блестящая концепция совершенно бессмысленного произведения, не имеющего ничего общего с жизнью. Приверженцы так называемого «искусства» рассуждают о сложных и непонятных идеях по объединению людей, которые должны помогать своим собратьям в реалиях современного равнодушного мира. Эти благородные разглагольствования особенно прекрасны, когда вокруг Кристиана каждый день ползают по асфальту нищие, умоляя об одной единственной кроне, а у него, видите ли, нет наличных.




Но винить его почти невозможно. Потому что он, как и почти все вокруг, словно перестал понимать, что происходит и как вообще можно реагировать на слова чужих людей, которые кажутся странными и бесполезными. Полная утрата контакта, ориентиров и моральных принципов, а вместо этого – масса длинных и пустых разговоров с неловкими паузами. Очень забавно, что фильм о современном искусстве являет собой нагляднейший символ этого же самого искусства – вернее того, что нам пытаются выдать за него. «Квадрат» изобилует остроумными и едкими замечаниями в адрес элитной европейской тусовки, члены которой постоянно оказываются в идиотских ситуациях, происходящих буквально на ровном месте из-за феноменального страха перед другими людьми, неумения объясниться и сделать всё по-человечески. При этом складывается впечатление, что затяжные статичные планы, как бы призванные фиксировать реальность с предельной точностью, отдают тем же самым безразличием и непониманием того, что происходит. В фильме много разговоров, много узнаваемых и интересно разыгранных ситуаций, но нет ощущения, что режиссёр создал цельное и конкретное высказывание на конкретную тему. Скорее – понадеялся на многозначительность пауз и длинных планов, из которых зритель что-нибудь да извлечёт. Вот и получается, что кино – нескучное, забавное, местами даже красивое – но ровно ни о чём. И, по-моему, это совершенно в духе той реальности, в которой мы все сегодня живём, и того кино, каким оно, вероятно, станет в ближайшем будущем.



Звёздные войны: Последние джедаи | Star Wars: Episode VIII - The Last Jedi | Райан Джонсон | 4,5



«Звёздные войны» по-прежнему подкупают тем, что остаются «Звёздными войнами». Создатели саги не только не взрослеют, но всё сильнее начинают походить на больших и простодушных детей, потерявших всякие ориентиры и вертящих в руках старые игрушки, которые жалко выбросить, притом что невозможно найти им должное применение. С каким-то непроходимым и невероятно наивным воодушевлением эти люди продолжают двигаться вперёд, делая седьмую часть, приквеловый сиквел, восьмую, затем заявляют о девятой – а там на подходе уже и новая трилогия. Кажется, что никаким «Форсажам», «Хоббитам» и «Гарри Поттерам» не удаётся быть одновременно настолько успешными и совершенно сбивающими людей с толку, выдавая откровенное оболванивание за новые достижения. Но, возможно, я нагло преувеличиваю, и все вы прекрасно понимаете, что именно нам пытаются продать. Так или иначе – новый эпизод всеми нами любимой саги удался.

Он идёт всё тем же путём честной и добросовестной коммерческой сказки, не обещающей больше, чем нужно, и ровно столько же отдающей. Вернее, она только-только начала выправляться после нелепых нагромождений седьмого эпизода и убийственной сентиментальности «Изгоя». Теперь всё почти в меру, и мы вправе с мальчишеским восторгом подпрыгивать в креслах, вчитываясь в столь недавнее «давным-давно» и вслушиваясь в бессмертный и волшебный гимн Джона Уильямса. Как верно отметили многие зрители и критики, «Последние джедаи» являются прямыми наследниками старой трилогии – в особенности «Империи» – радуя нас межгалактическим ура-патриотизмом повстанцев, лихачеством и героизмом пилотов, противостоящих парням в чёрном с нацистскими замашками, мимимишностью – роботов, инопланетных зверьков и Чубакки – зловещим жужжанием световых мечей, нестареющим «пиу-пиу» и мощью той Силы, что поддерживает хрупкую гармонию тёмной и светлой сторон. Кроме того, создатели саги всё больше идут в ногу со временем. Теперь среди главных действующих лиц не только девчонка и губастый негр, но и мордастая азиатка, считающая негра главным героем Сопротивления и сама в нужный момент совершающая самый героический поступок – политкорректность процветает, и мы с нетерпением ждём однополых отношений между повстанцами или Беном Соло и По в следующем эпизоде.




А если серьёзно, то Джонсон – молодец. Так как, и впрямь, сумел привнести во вселенную хотя бы чуточку собственного видения и хулиганскую нотку в виде Йоды-громовержца и Люка-иллюзиониста. «Джедайская» часть фильма вообще довольно сносная, и противостояние младшего Соло и Рей заметно разгружает привычно перенасыщенное спецэффектами действие. А уж эпизод в зеркальной пещере заставляет ощутить почти что подлинный дух кино. Вот если бы все два с половиной часа были сняты в таком духе, да-а… Но мечтать не вредно. Кроме того, заметно не хватает главного guilty pleasure всей вселенной – пафосной и затяжной битвы красного и синего/зелёного. Больно уж современными стали эти приколы с голограммами или астральными двойниками, а махать мечом теперь дают кому попало – не только неграм, но и длинноволосым красавчикам с накаченным торсом. В этом смысле Люк, конечно, уделал пацана, но, на самом деле, всё это не так уж весело и даже утомительно. Как и в случае «Величайшего шоумена», мы наблюдаем очередную попытку сыграть на ностальгии и простительной наивности первопроходцев жанра, которая давно уже перестала быть таковой, став просто тысячекратным повторением и откровенной безвкусицей. Но сами мы, увы, тоже почти не изменились и с наступлением титров всё так же преисполняемся воодушевления и веры во что-то светлое. Видимо, старая-добрая надежда по-прежнему остаётся новой, пусть и обещает нам совсем не то, что кажется на первый взгляд.

Tags: 2017, кино, сша, швеция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments