Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Зови меня «Снеговиком»


Снеговик | The Snowman | Томас Альфредсон | 5


В последнее время всё больше сталкиваюсь со случаями удивительного пренебрежения и неприятия в разной степени неплохих фильмов. Элегантная и неброская «Любовь и дружба» – тонкое кино с блестяще отточенной иронией, «Большой и добрый великан» – по-настоящему волшебный и красивый, но совсем не такой уж детский фильм старого мастера с массой интересных находок, трагикомичная и довольно человечная «Виктория и Абдул», и вот теперь «Снеговик». И если во всех вышеназванных случаях более-менее довольными остались хотя бы критики, то здесь – полное поражение по всем фронтам. Являются ли причиной такой реакции магнитные бури, Дональд Трамп или совершенно необъяснимая массовая неадекватность зрителей во всём мире – непонятно. Но совершенно ясно одно – «Снеговик» отнюдь не заслуживает столь презрительного отношения. Насколько можно судить, виной всему две вещи: кино оказалось не похожим на книгу и в съёмочный процесс вмешались люди, ничего в нём не понимающие, но пожелавшие срубить бабла. Несложно заметить, что режиссёр здесь в любом случае не причём. Зато хорошо видно, что Томас Альфредсон честно старался сделать красивое и интригующее кино. Но ему помешали. Хотя складывается такое впечатление, что наиболее существенный вклад в волну всеобщей ненависти привнесли именно читатели детективов Ю Несбё. Выстроились в ряд, дружно плюнули в экран, написали тонну разгромных отзывов – а тут все и подхватили.



Если же взглянуть на ситуацию чуть более трезвым и менее фанатским взглядом, становится очевидно, что по воплощению «Снеговик» куда оригинальнее большинства прошлогодних блокбастеров и просто громких новинок. Другое дело, что он оказался недоделанным, но потенциал, тем не менее, не скроешь. Сюжет, безусловно, примитивный, но достаточно продуманный и уж точно не скучный. Что же касается эстетики картины (в особенности – снеговиковой), то она на довольно высоком уровне, и роскошные северные пейзажи запоминаются куда сильнее, чем излишне запутанные сюжетные хитросплетения. Кроме того, не покидает ощущение какой-то злобной и насмешливой ухмылки за кадром, придумавшей весь этот норвежский и несколько трэшовый нуар, под музычку в духе «Челюстей» и детских страшилок про снеговиков (если такие бывают). И хотя Харри Холе – далеко не Глеб Жеглов, всё же трудно не признать, что харизматичный чертяка-ирландец Майкл Фассбендер стал чуточку ближе и роднее после этого фильма. Пусть даже умопомрачительная сцена с бутылкой водки и храпящим на детской площадке Харри – единственный признак его неизлечимого алкоголизма. Второй план тоже в ударе, и красоты Ребекки Фергюсон не сумеет скрыть даже дурацкая чёлка. А уж Хлоя Севиньи, отрубающая головы курам – вообще конфетка, особенно если вспомнить её в той же «Любви и дружбе». В общем, если бы Альфредсону дали снять так, как он видел всё с самого начала, «Снеговик» вполне мог бы побороться за какой-нибудь второстепенный Оскар – по части операторской работы уж точно.



Зови меня своим именем | Call Me by Your Name | Лука Гуаданьино | 4


А вот, напротив, случай фантастической перехваленности ленты, которая не дотягивает даже до среднего уровня. Казалось бы, очень выгодный и располагающий сюжет – юный интеллектуал Элио проводит летние каникулы на вилле у своих родителей в северной Италии, а вокруг – просто райская обстановка: затяжные прогулки на велосипедах с рюкзаком за спиной, невинный (поначалу) флирт с симпатичной девушкой, живущей неподалёку, волейбол, плавание, чтение, музицирование, мечты у раскрытого в благоухающую тьму окна, умные разговоры с умными родителями, да ещё и на трёх языках. Казалось бы – что может быть лучше? При этом перенасыщенное красивыми пейзажами, солнечным светом и как бы интересными диалогами кино попросту отказывается производить хоть сколько-нибудь положительное и внятное впечатление, с самого начала разваливаясь на части. Очевидная и броская эстетика картины в неопытных руках становится её главным врагом, заставляя нас поверить в тонкую и необыкновенную историю любви.


Тогда как, на самом деле, это – просто очередная ловушка, ловко завуалированная банальность в изящном, но совершенно пустом фильме. И нельзя сказать, что мужественные и нежные объятия юноши и взрослого смазливого красавчика с лицом Арми Хаммера совсем уж не производят отталкивающего эффекта. Любовные сцены смотрятся терпимо, однако ни тонкими, ни щадящими их не назовёшь. Тем более, когда вообще не понятен смысл истории, заключающийся лишь в затянутом и многозначительном путешествии героев в объятья друг друга, а в промежутках – в не менее затянутом и многозначительном ожидании юного Элио, который, скорее, просверлит взглядом дырку в потолке, чем убедит в серьёзности своих страданий. Конечно, тема очень непростая и скользкая, так что хочется просто возмущённо крикнуть: «Да не надо вообще про такое снимать!» Тем не менее, даже фильм об однополой любви вполне может удастся, однако если ты не можешь снять «Жизнь Адель» или хотя бы «Лунный свет», то за дело лучше вообще не браться. Ибо в противном случае отторжение будет намного сильнее.

Tags: 2017, италия, кино, норвегия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments