Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

Оскар-2018

Отношение к наградному сезону в этом году сложилось неоднозначное. С одной стороны, приятно видеть, что пятеро из девяти номинантов на главный приз являются, действительно, достойными представителями американского кино, которое, хотя и не развивается, по-прежнему может похвастаться крепкими профессионалами. С другой стороны, полнейшее недоумение вызывает присутствие в том же списке ещё четырёх картин, три из которых вызывающи плохи. И вообще складывается впечатление, что выбор академиков – даже в случае первых пяти претендентов – был обусловлен отнюдь не хорошим вкусом и здравым смыслом. Грета Гервиг и Джордан Пил оказались в списке во избежание претензий об ущемлении прав женщин и чернокожих, Гильермо дель Торо и Лука Гуаданьино сняли экзотические фильмы с участием сексуальных меньшинств (и не только), Спилберга и Андерсона взяли из уважения к старым мастерам, а Нолана – потому что он Нолан. Мартин МакДона угодил Академии тем, что снял проблемное кино в чисто американском духе и об американцах – и чисто случайно оно оказалось умным. И один только Джо Райт кажется настоящим счастливчиком, которому дали возможность отличиться чем-то, кроме Олдмана.

Так или иначе, до вручения призов осталось меньше недели, и пора подвести итоги. Пост о лучших фильмах прошлого года будет чуть позже, а пока что – краткие комментарии по поводу того, кто и что заслужил. Сразу хочу заметить – это не попытка прогнозировать результаты Оскара. Это чисто индивидуальные итоги, для подведения которых придётся упомянуть несколько фильмов, напрочь забытых или проигнорированных академиками. Четыре номинации, касающиеся документальных и короткометражных фильмов, были обойдены стороной в силу моей полной неосведомлённости.




Лучший фильм: «Детройт»

Довольно забавно, что про Кэтрин Бигелоу – единственную женщину, некогда удостоившуюся сразу двух высших наград на Оскаре – в этом году попросту никто не вспомнил, хотя совершенно очевидно, что она намного талантливее и значимее дебютантки Гервиг. В любом случае, «Детройт» для меня – абсолютный лидер американского кино в этом сезоне и лишний повод убедиться, что экс-супруга Джеймса Кэмерона по-прежнему в форме. Если же выбирать среди претендентов, выдвинутых Академией, я примерно одинаково склоняюсь к «Дюнкерку», «Самому тёмному часу» и «Трём билбордам», но всё же отдам предпочтение последнему.

Лучшая мужская роль: Гари Олдман – «Самый тёмный час»

Думаю, все согласятся, что не один только Леонардо ДиКаприо в течение долгих лет ждал заслуженной награды (и получил её далеко за не самый лучший фильм). Гари Олдман, переигравший на своём веку немало злодеев и переживший массу непохожих друг на друга перевоплощений, уже давно отчаялся получить свою статуэтку, но теперь, кажется, есть большой шанс на успех. Роль Черчилля – то, за что дать награду действительно не стыдно, так как вживание в образ находится здесь на каком-то заоблачном уровне. Голос, походка, интонации и совершенно неузнаваемая внешность – Олдман стал героем не только для трёхсот тысяч союзных войск Дюнкерка, но и для всей актёрской братии.

Лучшая женская роль: Фрэнсис МакДорманд – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Ещё один довольно очевидный выбор, поскольку для Фрэнсис МакДорманд всё сложилось как нельзя лучше – хорошая актриса оказалась в фильме хорошего режиссёра, написавшего блестящий сценарий, каких на Оскаре не было, кажется, уже много лет. Милдред Хейс – несгибаемая женщина с тяжёлым и противоречивым характером, поступающая порой опрометчиво и жестоко, но незабываемая, благодаря силе своего духа и той трагедии, которую ей пришлось пережить.



Лучшая мужская роль второго плана: Сэм Рокуэлл – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Здесь выбор даже ещё более очевиден, и Сэму Рокуэллу удалось переиграть всех коллег по площадке, включая МакДорманд. Перерождение офицера Диксона – сентиментально-жестокого и неуравновешенного расиста, живущего с мамой – кажется в начале фильма почти невероятным. Тем не менее, ближе к финалу мы уже не можем представить себе более положительного и симпатичного парня, пострадавшего за правду и ставшего для нас чуть ли не самым любимым героем картины.

Лучшая женская роль второго плана: Лесли Мэнвилл – «Призрачная нить»

Одна из самых неудавшихся для меня номинаций, так как ни одна актриса второго плана никак не проявила себя в прошлом году. Необходимость сделать хоть какой-то выбор остановила моё внимание на Лесли Мэнвилл, сыгравшей властную сестру Дэниэла Дэй-Льюиса у режиссёра «Магнолии» и «Нефти». Персонаж, и правда, получился второплановым, однако его присутствие в рамках сюжета кажется довольно значительным и заметным. И пусть Вудкок сполна демонстрирует все отталкивающие черты зацикленного на своём деле творца, его сестра неплохо дополняет картину.
Анджелина Джоли – ещё одна известная женщина, о которой на Оскаре не смогли или не захотели вспомнить. Тем не менее, её последняя работа – один из самых поэтичных и в то же время суровых фильмов прошлого года, который просто невозможно проигнорировать. Если же говорить о номинантах, предложенных академиками, наиболее заслуживающим награды я вижу Кристофера Нолана, хотя не против отдать её и Джо Райту.



Лучший сценарий: Мартин МакДона – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Можно сколько угодно раздавать похвалы Сэму Рокуэллу и Фрэнсис МакДорманд, но очевидно, что Мартину МакДоне удалось написать во всех смыслах великолепный сценарий. Одинаково мощный и с точки зрения жёстких диалогов, изобилующих спасительным юмором, и с точки зрения глубины проработки характеров даже второстепенных персонажей. Письма шерифа Уиллоби, отношения бывшего мужа Милдред и его малолетней подружки, нежное отношение к Милдред младшего Ланнистера – всё прописано на таком уровне, что в памяти остаются даже самые незначительные эпизоды.

Лучший адаптированный сценарий: «Игра Молли»

Поначалу я планировал отдать этот приз Анджелине Джоли, замечательно экранизировавшей книгу камбоджийской писательницы, но, чтобы хоть как-то отметить режиссёрский дебют Аарона Соркина, решил не забыть и «Игру Молли». После «Трёх билбордов», эта картина – наиболее увлекательная с точки зрения диалогов и монологов «принцессы покера». Джессика Честейн (чья фамилия как будто нарочно отвечает характеру её героини) рассказывает свою историю честно и с исчерпывающими подробностями, оставляя по себе самое лучшее впечатление, достигнутое не только за счёт откровенных нарядов. А диалоги Молли Блум и её адвоката – вообще самая проникновенная и сильная часть фильма.

Лучшая работа оператора: Брюно Дельбоннель – «Самый тёмный час»

Виртуозное поглощение Олдманом тонн виски и сигар не оставило не замеченным и виртуозную работу Брюно Дельбоннеля, чьи проезды по улицам Лондона и бункеру Черчилля памятны не менее сильно. А мрачная стилистика полутёмных кабинетов и залов задаёт специфический и совершенно уникальный тон, присущий именно этой картине.



Лучшие костюмы: «Призрачная нить»

Даже немного обидно, что фильм Пола Томаса Андерсона с изумительной ролью Дэниэла Дэй-Льюиса не удалось выделить иначе, кроме как за роль Лесли Мэнвилл и за такую скромную, хотя и важную составляющую. Прекрасны здесь не только творения маэстро Вудкока, но и сама атмосфера послевоенного Лондона, и строгие изящные наряды всех, вовлечённых в «процесс» участников. А больше всего выделяется, конечно, сам Дэй-Льюис.

Лучший звук: «Бегущий по лезвию 2049»

Хотя новый фильм Дени Вильнёва получился довольно-таки занудным, всё, что касается звуковой и визуальной составляющих, находится здесь на высоком уровне. Звук вообще играет у этого режиссёра чуть ли не такую же важную роль, как изображение, поэтому данная награда по праву отходит именно ему.

Лучший монтаж: «мама!»

В отличие от ряда других картин, фильм Даррена Аронофски проигнорировали довольно предсказуемо, так как у многих он вызвал гнев, раздражение и даже, наверное, смех. Тем не менее, «мама!» не уступает по виртуозности съёмки даже «Самому тёмному часу», и если уж нет возможности отдать должное Мэттью Либатику, то стоит сделать это хотя бы в отношении монтажа. Среди же претендентов Академии этот приз по праву заслужил «Дюнкерк».



Лучший монтаж звука: «мама!»

Как и в случае с фильмом Вильнёва, фильм Аронофски запоминается не только визуальным рядом, но и неожиданными звуковыми всплесками, сводящими с ума не только главную героиню, но и зрителя. В «маме!» вообще происходит много чего странного, и монтаж звука подтверждает это не в последнюю очередь. Из числа номинантов Академии вынужден отдать предпочтение Эдгару Райту и его «Малышу».

Лучшие визуальные эффекты: «Бегущий по лезвию 2049»

Здесь могу лишь повторить всё то, что было сказано о номинации «Лучший звук».

Лучший грим и причёски: «Самый тёмный час»

Ни для кого не секрет, что, если бы не знаменитый гримёр, работавший с Акирой Куросавой, образ Черчилля не получился бы настолько впечатляющим, даже благодаря игре Олдмана. В общем-то, это работа уровня «Человека-слона», не меньше.



Лучшая песня: «The Greatest Show» – «Величайший шоумен»

Странно, что очевидный победитель в этой номинации оказался выбранным верно, притом что выбранная песня, конечно же, не самая лучшая. Смешно подумать, но «This is me», по-видимому, привлекла академиков тем, что её исполняла бородатая женщина, невольно пропагандировавшая бодипозитив. Но ясно, что самой яркой и запоминающейся является песня, исполняемая Джекманом и его циркачами в начале и в конце фильма.

Лучший саундтрек: «Дюнкерк»

А вот здесь было много колебаний, так как хотелось наградить и «Три билборда», и «Призрачную нить», но всё же Ханс Циммер в очередной раз доказал свой профессионализм, создав почти незаметную, но абсолютно аутентичную композицию со своеобразной «синхронизацией» по времени с помощью невидимых часов и тревожными звуками скрипки, усиливающими и без того мощное напряжение.

Лучший фильм на иностранном языке: «О теле и душе»

Безусловно, я буду рад, если приз в этой категории достанется Андрею Петровичу, который уже давно заслужил признание и за пределами нашей страны. Однако именно венгерская постановщица Ильдико Эньеди сняла самую удивительную и визуально безупречную историю любви, разворачивающуюся на фоне обыденной жизни работников скотобойни. А таких необыкновенных женщин (словно не от мира сего), как героиня Александры Борбей, я не помню, когда в последний раз и видел.



Лучший анимационный фильм: «С любовью, Винсент»

Группа художников, трудившаяся над этой, ни на что не похожей картиной (ближайшим аналогом мне видятся разве что анимационные эксперименты Ричарда Линклейтера), однозначно заслужила свою награду, как и создатели самого мультфильма, вышедшего совсем нетривиальным даже с точки зрения диалогов и сюжета.

Лучшая работа художника-постановщика: «Пост»

С ещё большей жалостью, чем в случае «Призрачной нити», признаю тот факт, что данная номинация оказалась единственным способом отдать должное такому большому режиссёру, как Стивен Спилберг. Любовно воссозданная атмосфера американских 70-ых – от интерьеров и костюмов до последнего вентилятора – также большая заслуга режиссёра, снявшего добротное, стильное и увлекательное кино, где каждый элемент по отдельности не кажется таким уж совершенным, но всё вместе создаёт привычный эффект незримого волшебства.

Tags: 2017, кино, оскар, сша, топ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments