Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Categories:

10 лучших ролей Вайноны Райдер

Ко дню рождения любимой актрисы решил вспомнить десять самых лучших и запоминающихся её ролей. А заодно – немного о самих фильмах.


1. Джо МарчМаленькие женщины»)


В экранизации известного романа Луизы Мэй Олкотт двадцатитрёхлетняя Вайнона играет одну из четырёх сестёр Марч – бедного, но некогда знатного семейства, в начале фильма дружно встречающего Рождество впятером, без отца (идёт война между Севером и Югом). Фильм охватывает временной промежуток около трёх лет – так что мисс Джозефину мы увидим сразу в двух ипостасях: пятнадцатилетней девушки и восемнадцатилетней женщины. Одна – непокорная, бойкая, смешливая и остроумная, настоящий сорванец в юбке, а вдобавок – начинающая писательница, разыгрывающая на чердаке вместе с сёстрами самодельные костюмные пьесы. Другая же – образец почти идеальной женщины. Умной, воспитанной, красивой, с открытым и дружелюбным характером, добрым сердцем – и невероятно широкой душой. И, конечно же – с по-детски богатым воображением, долгое время не позволяющим ей всерьёз взяться за литературу и стать настоящим писателем. История Джо и её сестёр (классическая история о детстве, дружбе, семье и любви) покоряет и сама по себе – но больше всего это делает Вайнона, во второй половине картины переживающая удивительное превращение. Сила этого нового образа – в том, насколько взрослой, цельной и привлекательной личностью предстаёт перед нами героиня Райдер.




Но неожиданность эта приятная – хотя многие, возможно, привыкли видеть её в роли непокорных и бунтующих подростков – всегда одинаково странных, забавных и очаровательных. Тем не менее, спектр ролей Вайноны оказывается шире – и это лишь один из примеров. Кроме того, в одном из интервью актриса признавалась, что ей куда интереснее прошедшие эпохи – и роли в «Маленьких женщинах», «Дракуле» и «Эпохе невинности» наиболее близки и органичны ей. Пусть даже качество последних двух (именно в актёрском плане) оставляет желать лучшего. Ясно, что Коппола преследовал цели сугубо эстетические – Скорсезе же сделал ставку на Пфайффер и Дэй-Льюиса, оставив Райдер амплуа образцовой, но скучной и нелюбимой жены (иначе говоря – красивой мебели), интерес к которой, по понятным причинам, быстро угасает. Чего не скажешь о «Маленьких женщинах», где всё с точностью до наоборот. Так или иначе, едва ли в карьере актрисы была (или ещё только будет) столь же симпатичная и однозначно положительная роль.


2. Шарлотта ФлэксРусалки»)


К разговору о непокорных и бунтующих подростках – юная Шарлотта именно такая. Что ни удивительно, когда живёшь в странном семействе с вечно молодой и уверенной в себе мамашей секс-бомбой, переезжающей с место на место в целях подыскать идеального мужа (и постоянно сбегающей, чуть только повеет душевной теплотой и искренностью). Не умеющей готовить и заботиться о детях, понимать и выслушивать дочь, да и вообще – быть матерью. А тут ещё маленькая сестра – одарённая пловчиха, без пяти минут рекордсменка по задерживанию дыхания, но главное – ещё один непослушный, милый и непосредственный бесёнок, который всё подрастает и требует внимания. Трио Шер, Вайноны Райдер и Кристины Риччи – само по себе бомба, фейерверк, пылающий готовностью развеселить и растрогать нас своими чудачествами и искренним весельем от соприкосновения столь своенравных и разных – но столь органичных актрис и особ.


И всё же очаровательнее всех этот подросток, эта впечатлительная девчушка, вбившая себе в голову, что станет монахиней. Но вот беда – на смену мыслям «праведным» приходят постоянно и греховные. А виной всему он – молодой и сильный, честный и скромный, старше её, конечно. Эта изумительная детская наивность, противоречивая и бурная фантазия, важность поступков и эмоций, всегда преувеличенных и неловких – как они трогательны, симпатичны и правдивы, когда читаешь их в этих больших и удивлённых глазах. И как смешны, и грустны эти мечтания и чувства, страх перед первым поцелуем (и уже мыслимым непорочным зачатием), эта мучительная, самой себя смущающаяся любовь, эти «мамина помада и сапоги старшей сестры». Но главное – всё так тепло, душевно и заразительно весело – как умеют только в старой доброй Америке.


3. КоркиНочь на Земле»)


Маленькая, но невероятно убедительная роль Вайноны, превратившейся здесь в настоящего мальчишку. Насколько точно и уверенно создают образ отдельные детали: перевёрнутая кепка, нечёсаные волосы, татуировка в виде игральных костей, сигарета, выкуриваемая одна за другой, манера говорить и жевать жвачку – сама профессия таксиста, наконец. После этого сам собой додумывается и становится почти ощутимым запах машинного масла, которым чумазая Корки, наверняка, вся пропахла (отсюда разом веет и мечтой стать однажды механиком). Для симпатичной девушки – выбор, как минимум, странный. Но героиня до того цельная – и до того органичны ей эти куртка, кепка, сигареты и словечки, что невольно веришь и проникаешься огромной симпатией – чисто по-человечески.


За считанные минуты Райдер удаётся блестяще создать образ. Образ девушки своенравной и свободолюбивой, не слишком милой и воспитанной, пожалуй – но, безусловно, не глупой, а главное – целеустремлённой. Она хочет того же, что и все – но та забавная (с социальной точки зрения) форма, в которой выражается её желание, поневоле навешивает на неё ярлык бунтарки. Впрочем, важнее всего то, что подмечает и кастинг-агент, которого Корки везёт в такси – выразительность, сила и уникальность той личности, какой она является, не задумываясь и просто оставаясь собой. То же можно сказать и про Вайнону, которая в этом образе живёт как дышит.


4. Лилена ПирсРеальность кусается»)


Лилена Пирс, она же – Лени (в субтитрах мелькает даже родное и неуместно-уморительное «Ленусь») – воплощение мальчишеского обаяния Райдер. Не только из-за короткой стрижки, которая идёт актрисе невероятно (и все её 90-ые тому подтверждение) – и не совсем того, что у Джармуша. Хотя героиня «Реальности» – такая же целеустремлённая и неглупая, ищущая своё место в жизни – и находящая его в начале на трибуне, где перед сотнями выпускников толкает речь поколения. Это поколение двадцатилетних, амбициозных и не лишённых таланта парней и девушек мечется между идеалами и потребностью заработать на кусок хлеба. Поэтому мечты мечтами – а поработать в киоске или на побегушках у знаменитого и омерзительного телеведущего – в порядке вещей, никуда не денешься. Впрочем, Лилене есть чем ответить жестокому миру – творчеством. Её документальная лента об университетских друзьях кусочно демонстрируется нам по ходу самого фильма – и эти неунывающие, весёлые ребята вносят в него массу позитива и здоровой иронии – по отношению к себе и ко всей Вселенной.


Не обойдётся и без неприятных сюрпризов и любовных трагедий – на то он и «ромком». Возвращаясь же к мальчишескому обаянию – Вайноне и без всякого повода есть чем удивить и порадовать зрителя (даже чисто внешне). Не уступая своим друзьям в жизнерадостности, остроумии и пофигизме (она вообще – «своя девчонка», лёгкая на подъём, дружелюбная и понятная), её героиня предстаёт перед нами также и ранимой, трогательно-нежной и сомневающийся. Да и куда ж тут без сомнений, когда за тебя борются Итан Хоук и Бен Стиллер. И если последний похвально ироничен по отношению к себе и своему герою (режиссёр фильма тоже он), то первый – эдакий философ-тусовщик – идеально смотрится вместе с Райдер, так что этот дуэт претендует на первенство в карьере Хоука (даже в сравнении с «Перед рассветом»). Для Вайноны же эта роль – одна из наиболее характерных, крайне забавных и положительных, да и вообще – во всех смыслах ярких.


5. Вероника СойерКлан Хэзер»)


Неверный перевод названия, на удивление, точно отражает суть происходящих событий – тогда как из оригинального становится ясно, что речь пойдёт сразу о нескольких героинях, по имени Хэзер. Они – группа из трёх самых популярных девчонок в старшей школе, и поддержание этой популярности – единственная их цель. Что значит изображать из себя элиту, презирать и высмеивать остальных, в общем – быть настоящими стервами. В этой компании оказывается и Вероника – умная и довольно симпатичная по своему характеру девушка, в душе давно уже ненавидящая подруг и строящая планы, как бы сжить их со свету. Дальнейшее описание происходящего обещает быть большим спойлером – но это и не так важно, поскольку фильм Леманна отличается, прежде всего, безупречной эстетикой.


Это настоящее визуальное пиршество, искрящееся стилем, всеми цветами радуги и оттенками, продуманными до мелочей, которые обнаруживаешь не сразу. А, кроме того – первоклассным чёрным юмором (может быть, даже чересчур). Под стать ему и героиня – остроумная, ироничная и ужасно привлекательная модница, ведущая по ходу повествования типичный для школьницы дневник. Полный намеренно банальных и нелепых рассуждений, высмеивающих – как и всё прочее – типичные школьные истории и типичные подростковые проблемы, что приобретают здесь совсем уж радикальный характер. В общем, если хочется чего-то свеженького, экзотичного и остренького вдобавок к привычной солянке из тинейджерских будней – вам сюда. А такой красивой и стильной Вайноны вы больше нигде не увидите.



Сложно сказать что-то определённое об этой героине Райдер, не раскрыв её маленькой тайны. Факт тот, что сюрприз, устроенный ею во второй половине фильма, заметно оживляет повествование, придавая ему несколько иной характер. Не принципиально, но всё же. О характере же самой Вайноны здесь можно наверняка сказать одно – она очень положительная и совершенно на своём месте.


Внешне субтильная и не вписывающаяся в компанию наёмников Кол оказывается, на деле, чуть ли не самым интересным персонажем, имеющим вполне определённые и однозначно благородные цели. Что создаёт приятный контраст с несколько «безнравственным» поведением других членов экипажа, случайно оказавшихся в заварушке с Чужими. Впрочем, оно и понятно, учитывая, что творится вокруг и в этой вселенной вообще.


7. Сюзанна КейсенДевушка, которую прервали»)


А вот здесь оригинальное название звучит просто элегантнее – так как главную героиню, действительно, грубо прервали, засунув по недоразумению (ну, или почти) в психушку. Впрочем – довольно симпатичную и цивилизованную. Одна только Вупи Голдберг внушает ощущение невероятной надёжности и сдержанного, но сияющего оптимизма. Картина Джеймса Мэнголда была спродюсирована самой Райдер – и по её же совету в фильм позвали Анджелину Джоли. Что определённо стало самым удачным решением, так как Оскар бывшей жене Брэда Питта достался заслуженно (и даже более чем).


Что касается самой Вайноны, то реальная Сюзанна Кейсен действительно провела в подобном заведении некоторое время – и именно по её книге и снято кино. Новоявленная пациентка постоянно колеблется между двумя неравновесными состояниями. Она – то мрачная, злобная и неуравновешенная, недовольная собой и миром – то милая и добрая, сочувствующая и наблюдательная. В конечном итоге, эта женская версия «Кукушки» о том, как неопределённо понятие нормальности, как сложно понять, кто прав – и где в сложившейся ситуации пролегает граница дозволенного.


8. Лидия ДитцБитлджус»)


Готический образ девочки-подростка, способной видеть мёртвых – безусловно, один из самых запоминающихся в коллекции Вайноны (внешне уж точно). Равно как и в коллекции Бёртона. Остаётся только пожалеть, что Лидия – лишь один из многих персонажей, которому, как и самому смешному и главному, внимания уделили недостаточно. Впрочем, одна только сцена свадьбы мгновенно всплывает в памяти, заставляя улыбнуться при виде безумной парочки, уже почти клянущейся друг другу в любви «до гроба».


9. Майра Гейл ЛьюисБольшие огненные шары»)


Будь я Джерри Ли Льюисом, я бы хотел, чтобы моя тринадцатилетняя жена выглядела вот так. Правда, это не слишком характерный эпизод – но Вайнона в роли Майры Гейл Льюис всё равно уморительно хороша. Изображать героиню младше себя ей не впервой – и даже при такой разнице в возрасте поведенческие особенности подростка, капризный характер и детское обаяние удаются ей без труда. И умиляться приходится так же часто, как и смеяться. В особенности – в семейной сцене на кухне, где с выпрыгнувшей на пол яичницей она заявляет, плача, что слишком мала, чтобы быть женой. Врождённая же непосредственность и большие глаза Райдер довершают всё остальное.


10. Бэйб БеннеттМистер Дидс»)


Кстати, о больших глазах. Только Вайнона с таким непревзойденным мастерством умеет изображать растерянность и удивление – с которыми её героиня сталкивается здесь постоянно. В этом, по сути, и заключается вся актёрская игра – быть блондинкой и мило улыбаться. Не слишком убедительная характеристика для выбора очередной роли – но ровно это и требуется в «Мистере Дидсе». Оригинальная история Фрэнка Капры (из-за перевода на этот раз был утрачен весь смысл) имела два огромных плюса. Блестяще придуманная и срежиссированная история о благородном простачке – и красотка Джин Артур, игравшую циничную и беспринципную журналистку, готовую пойти на всё ради сенсации. В комедии с Сэндлером на смену первому приходит довольно неплохой и ударный юмор – на месте второй же мы видим точную копию Джин, лишь слегка осовремененную. И, хотя внешне они с Райдер не похожи, последняя так же ошеломляюще обворожительна.

Tags: кино, райдер, сша, топ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments