Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Categories:

Об «Острове собак» и «Короле вне закона»

А теперь по свежим следам.


Остров собак | Isle of Dogs | Уэс Андерсон | 6,5



Маленькое формалистское чудо Уэса Андерсона, хотя и уступает заметно «Мистеру Фоксу (бывшему по-настоящему бесподобным), всё же существенно отличается и выделяется среди всего, что снимают в кино теперь. Крупные центрированные планы персонажей, интерес к застывшим, чудаковато-выразительным лицам, не по годам развитые и предприимчивые дети, уникальные дизайн, характеры и юмор – всё это свойственно лишь ему. Но особая прелесть «Острова собак», отличающая его от «Фокса» – конечно, японцы. Сочетание резко-эмоциональной эстетики их культуры и развязно-ироничной американской болтовни – впрочем, с чисто английской чопорностью, искромётностью и абсурдностью в диалогах – производит эффект комичный и неожиданный. В том плане, что объяснить, разложить, препарировать увиденное для осознания, для большего понимания получается с трудом.

Но более всего поражает кропотливость этой работы, достойной наивысших похвал и уважения. Сделать вручную сотни кукол, продумать до мелочей жесты, размещение персонажей, декорации – ничего более добросовестного и отважного в творческом плане в кино не встретишь. Один только Миядзаки, где-то далеко на востоке, невольно вспоминается и мысленно встаёт в один ряд с тружениками невидимого фронта. Для нас эта работа – лишь готовый продукт. Поглощаемый мгновенно, если сравнить с тем трудом, что вложили в неё аниматоры.






Ощущение при просмотре этих мультфильмов – мультфильмов именно Андерсона – словно ожившая картина детской фантазии. Будто механизм игрушечной железной дороги, со всеми её вагончиками и рельсами, пришёл внезапно в действие, загрохотал и запыхтел именно так, как всегда и хотелось. Всё расставлено, размечено и распланировано, как в кукольном домике, по комнаткам которого мы перемещаемся, встречая новых героев и новые приключения. Конечно, очень важно, что герои эти – в основном, животные. Чудные, противоречивые и обаятельные, покоряющие одним своим видом и ещё больше – характерами, такими же уникальными, как их собачья внешность. Не говоря уже о голосах Нортона, Мюррея, Суинтон и других любимцев режиссёра. Узнать их не всегда просто – но, как только сделаешь это, радости и смеха становится больше вдвойне. Хотя и понятно, что «Остров собак» – произведение совсем не детское, сделанное для ценителей особого юмора и особого мировоззрения. Крайне оригинального и эстетского, надо заметить.



Король вне закона | Outlaw King | Дэвид Маккензи | 6



С новым фильмом Дэвида Маккензи история вышла странная. Взяв довольно любопытный период из средневековой истории и не менее любопытного персонажа, режиссёр «Любой ценой» с первых же кадров заявил о себе, как о продолжателе дела Гибсона и его «Храброго сердца». После смерти Уильяма Уоллеса король Роберт Брюс – фактически самопровозглашённый – нарушает клятву, данную англичанам, и продолжает борьбу за независимость Шотландии. Как мы знаем из истории, восстание это увенчалось успехом. Однако в фильме об этом повествуют лишь титры, появляющиеся под конец и заставляющиеся в недоумении развести руками. А дальше?

Голубоглазый красавец Крис Пайн, перекочевавший из прошлой картины Маккензи, своим честным и открытым лицом, бородой и храбростью мгновенно завоёвывает нашу симпатию. Человек, вынужденный сначала кланяться, а затем сражаться, терпя поражения и теряя близких, человек, убивший от безвыходности сородича, готового предать его, человек, уважающий и не принуждающий собственную жену, вышедшую за него по необходимости – это человек настоящий, человек понятный, человек, которому веришь и которому желаешь успеха. Нельзя обойти похвалой и Флоренс Пью – недавнюю «леди Макбет» – ставшую теперь маленькой и верной спутницей короля без королевства. Их отношения подкупают своей ясностью, доброжелательностью и лаконичностью, к которой суровые времена вынуждают поневоле всех. Постоянные и внезапные смерти, суровая атмосфера, обилие крови, грязи и зверств войны – всё это присутствует и подкупает не меньше.



Тем не менее, с самого начала не покидает ощущение схематичности событий, набросанных умело, точно, правдиво – но больно уж на скорую руку, без шанса достойного развития и погружения в них. Два потенциально долгих часа пролетают быстрее, чем нужно. Внезапное нападение в лесу, спешная схватка на берегу и, наконец, – впечатляющая битва с англичанами, знаменательная победа, после которой всё только и должно было начаться. Вместо этого фильм заканчивается. Нечто, способное развиться в эпическую многочасовую сагу, стать достойным продолжением «Храброго сердца», оказывается лишь неуверенным подобием его, не вполне гармоничной и впечатляющей нарезкой типовых элементов. На что, хочется думать, режиссёр был вынужден пойти. Так или иначе, чувство недоумения, грусти и неудовлетворённой радости так и повисает на сердце после финальных кадров, заставляя вспоминать приятных и располагающих героев, история которых оборвалась – и на самом интересном месте.

Tags: 2018, великобритания, германия, кино, маккензи, пайн, сша, уэс андерсон
Subscribe

  • Спектр размышлений, навеянных «СПЕКТРом»

    Решил я тут в связи с выходом финала крейговской бондианы осилить для очистки совести и предыдущую, проигнорированную мной тогда часть – и, к…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • О Веронике, Ирен и Кшиштофе

    Да, книга Кесьлевского, о которой я здесь упоминаю, и впрямь, была очень увлекательной. Не говоря уже о том, насколько был близок мне этот режиссер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Спектр размышлений, навеянных «СПЕКТРом»

    Решил я тут в связи с выходом финала крейговской бондианы осилить для очистки совести и предыдущую, проигнорированную мной тогда часть – и, к…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • О Веронике, Ирен и Кшиштофе

    Да, книга Кесьлевского, о которой я здесь упоминаю, и впрямь, была очень увлекательной. Не говоря уже о том, насколько был близок мне этот режиссер…