Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

Об «Они никогда не станут старше» и «Основано на реальных событиях»

Продолжаем.


Они никогда не станут старше | They Shall Not Grow Old | Питер Джексон | 6



Радостное предчувствие от того, что Джексон вновь взялся за документалку, явно оправдалось – пусть и не в полной степени. Удивительно, насколько простая и, в то же время, грандиозная идея пришла режиссёру «Властелина колец», когда никто этого не ожидал. Раскрасить и смонтировать вместе хронику и реальные съёмки с полей Первой мировой – казалось бы, что-то совсем очевидное. И, тем не менее – никому в голову не пришедшее. Поразительно и то, что кино, имеющее явный отпечаток современности, было снято, в действительности, больше века назад. Вначале это – лишь привычная кинохроника с комментарием, с подробностями вступления в ряды британской армии воодушевлённой молодёжи, думавшей тогда, что бить немцев – главное их дело. Дело чести и во благо Родины. Но в определённый момент картинка становится вдруг цветной и оживает.

По траншеям начинают ходить люди – в зелёной форме, с жёлтыми мешками, с чёрными усами и розоватыми щеками. Сотни и тысячи улыбающихся, измождённых, но благожелательно настроенных лиц смотрят на нас с экрана, машут в камеру, шутят. И даже забываешь вначале, что ты, как и они – на войне. Происходящее кажется почти ирреальным, до чрезвычайности странным, невозможным. Как и эти неясные, расплывающиеся лица, выглядящие на плёнке столетней давности неестественно, так как она раскрашена, и одновременно – органично. Ведь все они – оттуда, из этого полумифического экранного мира, растворившегося в дымке прошлого со всеми его ужасами, победами и судьбами. Многим из них так и осталось навсегда восемнадцать, девятнадцать, двадцать. И кадры эти, запечатлевшие их вместе, смеющимися, иногда довольными, смотрящими в будущее с надеждой – единственный зримый след, который они оставили и на который мимоходом взглянули и мы.




Хотя трудно уловить, ухватить его – весь целиком и сразу. Слишком велика дистанция, слишком чужды стали нам эти страдания, испытанные кем-то и когда-то на войне, о которой, к счастью, мало кто из нас сегодня знает. Упомянутое чувство нереальности происходящего подпитывается здесь и комментариями ветеранов, рассказывающими о кровавых ужасах спокойно – и даже с иронией. Хотя и нетрудно понять, что с позиции прожитых лет всё выглядит иначе. В любом случае, в момент рассказа о наступлении на немцев – передаваемого разными голосами и в неподдельных подробностях – ты попросту замираешь, не замечая даже, что самой битвы нет, что мелькают лишь картинки, звучат выстрелы, что-то нагнетают – но ничего не показывают. Этот захватывающий и жуткий радиоспектакль, через повторяющийся ряд образов, гипнотизирует и погружает тебя, заставляя представлять слышимое до того живо, что демонстрация показалась бы излишней. Неидеальность картинки и цвета перестаёт иметь значение.



Да, фильм этот – в чём-то примитивный, неброский, эстетически глаз не радующий. И всё же он – о живых людях. Невероятно живых, по правде сказать. О людях, ходивших в ад как на работу, выживших в этой грязи, смертельном грохоте и полной изоляции. О тех, кого воспринимаешь как настоящих героев. Но героев без пафоса, без красноречивых жестов – без самого геройства даже. А просто – как молодых ребят, выполнявших свой долг честно и без страха, отпускавшего всегда в самый решительный момент. Парней, почти и не знавших другой жизни – и оказавшихся ненужными и непонятыми на родине, где не нашлось для них ни работы, ни подлинного сочувствия. Ведь откуда было знать людям, что они пережили там? И это только к счастью. Никому не пожелаешь узнать такое и уж тем более – испытать.



Основано на реальных событиях | D'après une histoire vraie | Роман Полански | 5



Немолодая, едва ли талантливая, но известная писательница Дельфин переживает нелёгкие деньки. Она – в творческом кризисе. С мужем они разъехались и видятся нечасто, журналисты и издатели до смерти надоели, фанаты – не меньше – а те ещё и пугают в довесок. Кто-то посылает анонимки, ненавидя её всей душой и обвиняя в жертве, принесённой якобы ради искусства. Жертва же эта – семья. Но загадочная «главная фанатка» объявляется как раз вовремя. Умеющая выслушать, поддержать, поговорить о творчестве, так как и сама творит – и взять незаметно в оборот, так что жизнь Дельфин внезапно перестанет принадлежать ей. Жить и решать за неё теперь будет Л. – так она, чертовка, называет себя. Сюжет, в любом случае, не блестящий. Не говоря уже о том, что с самого начала фильм разочаровывает и по-актёрски. Эммануэль Сенье – жена режиссёра «Жильца», «Китайского квартала» и «Отвращения» – знавала и лучшие годы, если вспомнить хотя бы «Неукротимого» или «Горькую луну». Намеренно или нет антиженственная, в джинсах, в футболках и не всегда при косметике, своим унылым и потрёпанным видом она не вызывает ничего, кроме неприязни и кислой зрительской мины, рассчитывавшей быть противоположной.



Есть здесь, конечно, Ева Грин – всегда сногсшибательная и до смерти обольстительная. Но в этом-то, если подумать, и проблема. Всё в ней – слишком преувеличенное, откровенное, не оставляющее шансов – даже красота. Будто она, и впрямь – из Города грехов, персонаж чёрно-белого комикса, роковая соблазнительница и госпожа. Хищный оскал ведьмы с выпученными глазами настораживает в этом фильме особенно. Здесь Ева почти неприятна. Вызывающе-настырная и раздражающе-деспотичная она создаёт атмосферу тревожную и тоскливо-неуютную – как для героини Сенье, так и для нас. Что картине явно на руку, если прибавить сюда и её уровень – довольно профессиональный всё-таки. Тем не менее, кино это – надуманный, ничуть не интеллектуальный и в худшем смысле «европейский» триллер, с размазанными по повествованию намёками и подтекстами – столь же пустыми, сколь и невнятными. Что можно сказать и о главном секрете этой истории, до конца не ясном – но ни малейшего желания додумываться и анализировать не вызывающем.

Tags: 2018, бельгия, великобритания, грин, джексон, кино, новая зеландия, полански, польша, сенье, франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments