Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

О «Не в себе» и «Реинкарнации»

Продолжаем.


Не в себе | Unsane | Стивен Содерберг | 2,5



Симпатичная девушка с внешностью Клер Фой и странным именем Сойер Валентини попадает по недоразумению в психушку, куда пришла жаловаться на фобии и тяжёлую жизнь. Неосмотрительно упомянутое «суицид» – разовые мысли о нём – заставило врачей принять меры и девушку на всякий случай запереть. Мотивы были не сказать, чтобы благородные – но главное не это. Главное, что санитаром в то местечко устроился работать «сталкер», от которого бедная Сойер едва унесла ноги. А он тут как тут. Но галлюцинация ли это или кошмарная реальность? В дурдоме поневоле усомнишься.

Этим описанием исчерпывается, в сущности, всё, что можно сказать о картине Содерберга. Новомодная тенденция снимать на айфон дала режиссёру возможность повыпендриваться, поснимать с чудных ракурсов, продемонстрировать большие и выразительные глаза Фой – но и только. Так как в остальном кино это – беспомощный малобюджетный триллер, ни капельки не страшный и ни чуточку не таинственный. Специфическая камера создаёт некоторое ощущение абсурдности, клаустрофобичности, сдвига границ – но совершенно бесполезна при этом в руках человека, пользоваться ею не умеющего. В том смысле, что айфон – конечно, не проблема. Важно не на что – но как снято. Удивительно, до чего слепым и самонадеянным можно быть, не замечая отсутствия складности, увлекательности – даже элементарной психологичности собственного произведения. Это, конечно, эксперимент – но по эстетике своей настолько любительский, искусственный и занудный, что ради чего, спрашивается, было экспериментировать? И, если бы не хорошая актриса, пытающаяся играть здесь что-то, смотреть было бы не на что.




Реинкарнация | Hereditary | Ари Астер | 5



«Реинкарнация» – кино такого рода, что может вначале обмануть, показаться большим, чем оно есть, но неизбежно в итоге раскрыть себя. Так, на первый взгляд, фильм Ари Астера – добротный триллер, встречающий сходу зловещей атмосферой, пропитанной предчувствием беды и томящего безумия. Некое семейство в лице брата, сестры, отца и матери хоронят в начале бабушку по линии последней – особу явно своеобразную и по жизни недолюбливаемую. Хотя бы потому, что род её преследует некое проклятие или болезнь – форма расстройства личности, сумасшествия или чего-то пострашнее. Но жуткие смерти, маячащие в прошлом, не оставляют семейство и теперь, когда вслед за похоронами происходит несчастный случай. А вместе с ним входит в их жизнь потустороннее, поначалу удивительное – но такое, какого они предпочли бы не знать.

Сложно рассказывать об этой картине, не рискнув проспойлерить массу моментов. Хотя все эти ужасы и мрачные тайны крайне нелепы и надуманны – так что и знание развязки ничего существенного не привнесёт. При этом смотреть «Реинкарнацию» ради чего-то ещё кажется бессмысленным. Режиссёр, действительно, умело щекочет нам нервы, заставив почувствовать непримиримый ужас того, с чем человек сталкиваться не должен. Да и снято это настолько ловко, настолько убедительно расставлены зловещие акценты, что даже против воли пугаешься и веришь. Но в этом – и главная уязвимость фильма. Жанровость и та очевидная натужность, с которой нас пытаются впечатлить ракурсами, страшными картинками и звуками, обозначается всё больше с каждой минутой. Агония затянувшейся мистерии длится и длится – пока не перерастает, наконец, в сатанинские бредни, вызывающие почти тошноту и унылое разочарование.



Так как на деле кино это – не более, чем дешёвая профанация. Довольно жуткая, профессионально и эстетически впечатляющая – и всё же отталкивающая. Своей идейной пустотой и ограниченностью – особенно нелепых на фоне яркого внешнего представления. В этом смысле ближайший родственник «Реинкарнации» – «Убийство священного оленя», режиссёр которого – не меньший виртуоз – и столь же раздражающе-претенциозный художник. Возможно, и глупо придираться к фильму Астера, пытающемуся выглядеть лишь хорошим ужастиком. Но лучше бы он был побанальнее и попроще, не смущая своей красотой там, где ей совершенно не место. Да и мистику надо подавать тоньше. Больно уж идиотично-откровенна она местами.

Tags: 2018, астер, кино, содерберг, сша, фой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments