Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Categories:

О «Зелёной книге» и «Под Сильвер-Лэйк»

Продолжаем.


Зелёная книга | Green Book | Питер Фаррелли | 6



Любой, кто скажет, что фильм Питера Фаррелли – идеальный кандидат на Оскар, окажется прав. Но не потому, что режиссёр так всё здорово придумал и рассчитал, вписался в тренды. Дело в том, что «Зелёная книга» – это эталонный Голливуд, кино настолько «американское», что даже в Америке встретишь теперь подобное нечасто – крайне редко вообще-то. Американское тем, насколько воплощается в нём сказочный дух этой страны, вера в то, что каждый человек – вне зависимости от положения – способен обрести своё счастье, своё предназначение, найти контакт с другими и с тем миром, в котором живёт. Конечно, такой взгляд предполагает набор стереотипов, штампов, создающих определённую – и довольно предсказуемую структуру сюжета. Поэтому, видя чернокожего пианиста, сбежавшего с концерта, мы не сомневаемся, что в забегаловке для чёрных он не просто посидит – но и отыграет, сорвёт овации, восторг, почувствует единение с соплеменниками. Так же, как не новы для нас Рождество и праздничный стол, за которым в финале сойдутся обязательно все герои. Потому что так положено, такова сказка. Да и душа зрителя требует.

Поэтому и все клише, все сто раз виденные повороты и моменты умеренно, но неизменно радуют, трогают, заражают свои настроением. А всё потому, что соблюдён канон, выдержана поверхностная, но элегантная классичность повествования, переходящего от одного эпизода к другому ровно как положено. Так, в путешествии двух персонажей – интеллигента и простачка – будут прослеживаться вначале холодность и тотальное несходство. Но непримиримость сменится вскоре взаимным любопытством, уважением, сочувствием – пока не превратится окончательно в дружбу. Взращённую именно разницей положений и взглядов, которую из-за её существования требуется преодолеть. Не только по сюжету – но по самой природе вещей, вопиющей о той несправедливости, которую создают ненависть, нетерпимость и как итог – сегрегация. И, хотя расовые предрассудки давно стали трендом, темой абсурдных и до смерти надоевших обсуждений, на уровне чисто человеческом, интуитивном, подобная история воспринимается с теплотой, с внутренней отзывчивостью.





Хотя бы и потому, что столь разные и симпатичные герои – привлекающие с первой же минуты – неузнаваемо сыграны двумя чудесными и не слишком популярными актёрами, из которых второй – Махершала Али – появился на горизонте совсем недавно. Первый же – знакомый большинству по одной единственной роли – совершил перевоплощение настолько неожиданное, что, кажется, нельзя не отметить его Оскаром. Подкупают, наконец, душевные простота и естественная увлекательность этой картины, совмещающей в себе все американские жанровые мотивы – от дорожного до джазово-ностальгического, сопровождающего первый по требованию эпохи. Из-за чего, несмотря на лёгкую скуку (вызванную неизбежно банальностью), сложно удержаться от улыбки и сочувственного понимания. Их обстоятельства и харизматичность персонажей, считай, что требуют.



Под Сильвер-Лэйк | Under the Silver Lake | Дэвид Роберт Митчелл | 5,5



Заворожённость бассейнами и теми тайнами, что хранит их поверхность, вновь привела режиссёра «Оно» к странному сюжету. Логически необъяснимому – но с бассейнами связанному. В этот раз возле него обнаруживается девушка – юная блондинка с собачкой, которой главный герой очарован безмерно. Она – новая соседка, с которой неплохо бы потусить, покурить травки, заняться ещё чем-нибудь. В общем – поразвлечься, убить осточертевшее время. Но на беду паренька девушка исчезает на следующее же утро, оставив лишь недоумение, белую коробочку в шкафчике, да странный знак на стене, предупреждающий об опасности. Отсюда начинается расследование, заводящее в лабиринт абсурда и бесконечной непостижимости вселенной. «Под Сильвер-Лэйк» – это название комикса, автор которого – уединившейся в своей квартирке чудак, окруживший себя заборами и камерами в надежде спастись от преследования. Он верит в жуткого маньяка, потрошащего собак, в девушку с маской совы, приходящую по ночам, в коды и послания, заложенные в кино, популярной музыке, в выступлениях по телевизору и на пачке с хлопьями – в массу других вещей, которыми этот бредовый мир пичкает нас без разбору. Ирония в том, что правду от вымысла отличить невозможно – слишком велика информационная зашумлённость. Не понимает этого и главный герой, слепо двигающийся в направлении случайных символов. Выдуманных ли, удачно совпавших – неизвестно. Главное – идти куда-то, иметь хоть какую-то цель в этом идиотском мире.



Попытка отыскать случайную знакомую не имеет никакого смысла. Но делать всё равно больше нечего – так почему бы и нет. Придурок без определённого рода занятий, разболтанный, тщедушный и с лёгкой небритостью – таков в этой картине Эндрю Гарфилд, шатающийся по окрестностям Лос-Анджелеса и бесконечным вечеринкам в поисках ответа. Одержимость конспирологией заставляет видеть подсказки, двигаться дальше, попадать в странные места, встречать странных людей, обнаруживать новые подсказки и новые символы. Но не наркоманский ли бред всё это, вызванный смертельной скукой и отсутствием смысла жизни? Ответ на этот вопрос мы как будто получим – но как будто и нет. Фильм заканчивается сущей бессмыслицей, и понять, для чего мы смотрели его, вряд ли возможно. Тем не менее, два с половиной часа причудливого зрелища непостижимым образом зачаровывают, заставляют ждать продолжения, но главное – смеяться. Режиссёр, очевидно, издевается, потешается над всякими попытками разгадать тайну, в которую не заложено никакого смысла. Для него это – просто игра, пародия в духе «Врождённого порока». Разом на Хичкока, позднего Линча и вообще – на реальность. Ту, что окружает нас теперь. Каждый идиот может стать в ней детективом и с восторженно-тупым недоумением таращиться на результаты. И, даже если они ничего не значат, ты получаешь определённое наслаждение, пройдя долгий путь и затягиваясь на балконе сигаретой. Вдыхаешь дым, смотришь вокруг – и улыбаешься. Странная штука – жизнь.

Tags: 2018, гарфилд, кино, митчелл, мортенсен, оскар, сша, фаррелли
Subscribe

  • Спектр размышлений, навеянных «СПЕКТРом»

    Решил я тут в связи с выходом финала крейговской бондианы осилить для очистки совести и предыдущую, проигнорированную мной тогда часть – и, к…

  • Фруза и девчата на своем сене

    И коротко о всем прочем советском и российском, просмотренном за это время. «Девчата». Удивительная девственная чистота, открытость,…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Спектр размышлений, навеянных «СПЕКТРом»

    Решил я тут в связи с выходом финала крейговской бондианы осилить для очистки совести и предыдущую, проигнорированную мной тогда часть – и, к…

  • Фруза и девчата на своем сене

    И коротко о всем прочем советском и российском, просмотренном за это время. «Девчата». Удивительная девственная чистота, открытость,…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…