Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Categories:

Фильмы с Вигго Мортенсеном. «Страна благоденствия» и «Вдалеке от людей»

Согласно плану, начинаю потихоньку отсматривать фильмы с Вигго Мортенсеном. Порядок будет хронологическим – но обратным.


Хауха / Страна благоденствия | Jauja | Лисандро Алонсо | 2014 | 3



Некий датчанин-капитан – не богатый и не бедный, века из двадцатого или конца девятнадцатого – отправляется вместе с дочерью в далёкое путешествие. В путешествие, надо сказать, странное. Согласно легенде (вероятно, индейской), существует некая Страна благоденствия, или Хауха. Страна, которую отважные путники и мечтатели ищут, конечно, веками, но не находят, сами бесследно исчезая. Нашего капитана это ничуть не смущает, и, отправляясь куда-то в Аргентину, в пограничный с пустыней гарнизон, он явно рассчитывает добиться успеха и желанный Эльдорадо найти. Зачем – совершенно неясно. Но главное, что всю эту информацию удаётся узнать лишь из синопсиса и красивых, довольно зловеще оформленных титров, за которыми следует нечто странное, затянутое и жутко однообразное.

Нельзя сказать, что талант Вигго Мортенсена в этом фильме совсем не проявился. Он помогал создателям писать музыку, а также субтитры аж на четырёх языках – выступив во всей красе в качестве полиглота и напомнив, что и сам сочинять умеет. Однако в самой картине Вигго только ездит верхом, красуется в мундире, слезает и ищет что-то, смотрит по сторонам, молчит – и всё это на неизменно статичных и неуместно долгих планах. Делает он это потому, что сбежала с солдатом его дочь – но как это связано с Хаухой непонятно, а ожидать ответа приходится слишком долго. По этой причине сложно не бросить это кино уже на середине – что автору этого поста и пришлось, к сожалению, сделать. Едва ли при такой искусственной и вымученной первой половине вторая окажется хоть чем-нибудь лучше и интереснее. Да и нельзя так бессовестно разбрасываться временем, намекая на любопытные вещи, большую часть из которых мы, вероятно, не увидим. В любом случае, на «Пустыню Тартари» это и отдалённо не тянет. Как и на сколько-нибудь внятное киновысказывание вообще.




Вдали от людей / Вдалеке от людей | Loin des hommes | Дэвид Ойльхоффен | 2014 | 6



В этом фильме Мортенсен играет учителя, преподающего французский и географию бедным детишкам где-то в алжирских горах, далеко от цивилизованного мира. Его Дару (с ударением на последний слог) – простой, честный и благородный человек, прошедший через войну (Вторую мировую) и потерявший некогда любимую жену. Он явно устал и решил оставить суету, поселившись в деревенской глуши и занимаясь чем-то полезным и простым, как это делали его родители – переселенцы из Андалусии. Но в один прекрасный день знакомый жандарм приводит к Дару бедняка – некоего Мухаммеда, убившего двоюродного брата и подлежащего теперь суду. По непонятным причинам именно учитель должен сопровождать преступника до города и передать его властям. Ситуация усугубляется тем, что братья жаждут кровной мести и охотятся за ним – да и сам Мухаммед настаивает почему-то на суде и бежать ни в какую не хочет. Дару это всё не по душе – однако он вынужден согласиться и отправиться в путешествие по горам. Лёгким и быстрым которое однозначно не будет.

Снятый по рассказу Альбера Камю, его статьям и дорожным заметкам об Алжире, «Вдали от людей», действительно, имеет что-то от прозы писателя, погружая нас в довольно тягучую, немного отстранённую, пропитанную жарким солнцем атмосферу. Двое путешественников, бредущих в молчании по пустыне, сойдутся не сразу. Не сразу увидят тот груз ответственности или боли, что каждый из них несёт теперь за плечом. История двух мужчин из двух разных наций и культур не кажется такой уж замысловатой, философской и поразительной. Всё здесь довольно обычно и жанрово – но подкупающе спокойно и сурово, из-за чего несложная мораль умудряется не только не наскучить, но и заставить поверить. Не то чтобы в братство людей – но в определённого человека, способного быть понимающим и отзывчивым даже тогда, когда обстоятельства против этого.



Тепло становится просто от того, что два этих человека поддерживают друг друга и доходят вместе до конца – хотя, казалось бы, расстаться можно было в любой момент. И особенное расположение вызывает именно герой Мортенсена, изображающий здесь человека, открытого обеим культурам, обеим точкам зрения – каждую из которых он пытается уважать и принимать одинаково. А помогает этому преодоление языкового барьера, ставшее возможным вновь благодаря полиглотству Вигго. Он постоянно переходит с французского на арабский и обратно – и совсем немного успевает продемонстрировать испанский. Поэтому Дару – тот же полковник Лоуренс из фильма Осимы, пытающийся примирить непримиримое – и одним только этим вызывающий уважение и глубочайшую симпатию.

Tags: алонсо, аргентина, камю, кино, мортенсен, ойльхоффен, франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments