Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Categories:

10 лучших ролей Вигго Мортенсена

С большой задержкой – но я всё-таки выполнил обещание, данное здесь больше трёх с половиной месяцев назад и разросшееся до непредсказуемых пределов. Хотя изучать актёров одной роли, которые оказываются, в действительности, куда шире и талантливее – занятие крайне интересное. Я буду повторять многое из того, что уже писал здесь – но добавлю также и новенького. Увы, мне не хватило сил и желания написать о каждом просмотренном фильме – да и не каждый того стоил. Так или иначе, общий списочек и дополнительные рекомендации будут в следующем посте. А пока что обратимся к лучшим образам, ролям и амплуа, которые сеньору Мортенсену уже удалось воплотить за достаточно долгую, хотя и не широко известную карьеру. Только не спрашивайте, где Арагорн.


1. Тони «Болтун» ВаллелонгаЗелёная книга»)


Если и можно найти амплуа, максимально далёкое от естественно-интеллигентного, безобидного и спокойного нрава Вигго, то Тони Валлелонга – именно тот случай. Что чисто в актёрском плане, разумеется – достижение, да ещё какое. Недалёкий, простодушно-жуликоватый, но добрый сердцем итальянец-вышибала мгновенно обрушивается на нас громадой своего телесного и душевного обаяния, оказывающегося, хотя и приземлённым, и немного грубоватым, но верным себе в малейшем жизненном проявлении, слове или жесте – за что старине Мортенсену уже хочется аплодировать и улыбаться до ушей. В том, как с довольной ухмылкой он сообщает о двадцати шести бургерах, съеденных на спор, или лениво почёсывается, встав с постели, в неизменных майке и семейниках – просто зашкаливающая достоверность образа, дополняемая ещё и акцентом, и убедительнейшим и наиважнейшим пузиком. Можно долго выражать восторги по поводу того, как Тони ест пиццу, нахваливает блюда или пишет домой письма – но достаточно сказать, что делает он это так же, как и всё остальное, а именно – от всей души. В чём-то она очень узкая, но в чём-то – и широкая, и, может быть, поэтому другом он оказывается отличным. Так же, как и мужем, отцом и шутником, но главное – человеком, умеющим «решать проблемы».


2. Том Столл / Джоуи КьюсакОправданная жестокость»)


Всё, что было сказано выше относительно интеллигентности, безобидности и спокойного нрава Вигго, оборачивается таким же противоположным, но совершенно иным образом и в фильме Дэвида Кроненберга. Вернее, Мортенсен здесь – сразу два лица, два человека. Один из них, Том Столл – верный семьянин, любящий муж и отец, владелец закусочной, человек тихий, законопослушный и максимально далёкий от того, чтобы хоть как-то проявлять себя и геройствовать. Но за мирной, безвестной и почти идеально-уютной семейной идиллией скрывается тёмное прошлое. Череда случайных и ненужных убийств воскрешает к жизни Джоуи Кьюсака – жестокого наёмного убийцу, настоящего киллера-виртуоза, чуждого представлений о морали и любых границах. Однако, в отличие от канонов жанра, загнанный в угол Том с фантастическим и настойчивым упорством противостоит своей тёмной стороне, притворяясь настолько убедительно, будто и сам верит в то, что стал другим человеком. Лишь в случае крайней необходимости, с усталой предрешённостью он выпускает наружу спящего зверя, проявляющего себя с решительной и грубой определённостью, быстро, профессионально и точно. Немыслимая, на первый взгляд, двоякость органично воплощается в фигуре немногословного Вигго, играющего здесь одним только взглядом – одновременно страшным, трагически-растерянным и убитым.


3. Старшина АргайлСолдат Джейн»)


Ещё один жутковатый и, на первый взгляд, отталкивающий образ Мортенсена, созданный им уже у Ридли Скотта. Старшина Аргайл – воплощение солдафонства в самой жестокой и изощрённой его форме. Будучи инструктором элитной спецпрограммы по подготовке отборнейших американских военных, он с диким и безумным хладнокровием муштрует, унижает и всячески убивает всё, в хорошем смысле, естественное в солдатах, приучая их к строевому мышлению, командной логике и чётким, не подлежащим сомнению поступкам. Однако, представляясь внешне бездушным зверем и жестоким манипулятором, Аргайл хранит при себе и очевидные достоинства – в числе которых не только храбрость и отчаянное мужество при исполнении, но и внезапная любовь к поэзии, проникающей в армейскую жизнь буквальными цитатами. Таким образом, оставаясь безусловным антагонистом, он сохраняет в глубине души и нечто человеческое, что не позволяет видеть в нём злодея – а лишь натуру очень своеобразную и трудновыносимую.


4. Фрэнк РобертсИндеец-беглец»)


В режиссёрском дебюте Шона Пенна Мортенсен играет одного из двух братьев Робертс, один из которых, Джо – честный полицейский, порядочный семьянин, ответственный и заботливый человек, нежно любящий не только свою жену, но и брата, которого всячески старается спасти. Однако Фрэнк – случай тяжёлый и запутанный, как сама жизнь, и вряд ли здесь можно помочь. Вернувшись в начале фильма из Вьетнама, он чувствует себя ещё более не приспособленным к этому сытому, лживому и бюрократическому существованию, против которого борется всеми фибрами своей свободолюбивой души. Неконтролируемые вспышки ярости чередуются у него с приступами инфантильной непосредственности, так что игра в снежки, догонялки по полю или покатушки на детском велике – вещи для него нормальные. Но куда органичнее ему злая ирония и удивительное, вопиющее равнодушие, преступная легкомысленность, с которой он угоняет машины, избивает до смерти невинных, встречается с людьми, связывая себя обязательствами и не выполняя их. Кажется, Фрэнк любит своего брата, любит людей, которые любят его – но не может жить просто, как все, и стремится к чему-то неосуществимому. Мечущаяся душа индейского «гонца» или бегуна и фатальная трагическая предрешённость судьбы такого человека интересно преломляются в двусмысленной фигуре молодого Вигго, готового то дьявольски рассмеяться и холодно растоптать тебя, то по-детски расплакаться и преисполниться надежды на жизнь хорошую и честную.


5. Зигмунд ФрейдОпасный метод»)


Говоря о ролях, совершенно не вяжущихся с Вигго, нельзя не упомянуть и эту – привлекающую тем больше, чем менее характерна она для актёра. Фрейд в исполнении Мортенсена существует на грани фарса и самопародии. Его осанистая надменность непререкаемого авторитета выглядит тем комичнее и нелепее, чем больше разглагольствует он самодовольным тоном о проблемах психики – с сигарой в зубах и видом наисерьёзнейшим и непоколебимым. Характерная же бородка, усы и зализанные волосы заставляют усмехаться даже тогда, когда явного повода к этому нету. Думаю, что Кроненберг едва ли хотел кого бы то ни было насмешить, создавая этот фильм, заявленный как вполне адекватный и серьёзный. Но стоит только услышать голос и акцент Фрейда-Мортенсена, наглядеться на его особенную «еврейскую» походку, как снова тянет глуповато посмеиваться и хвалить режиссёра за выбор.


6. Эверетт ХитчАппалуза»)


Как и в случае «Опасного метода», ничто в игре актёров этого фильма не выдаёт их намерения смешить и забавлять нас, незаметно видоизменяя жанр вестерна – и всё же откровенная нелепость персонажей бросается в глаза ежесекундно. Эверетт Хитч Мортенсена – один из двух странствующих блюстителей правопорядка, пребывающих в городок Аппалуза, чтобы разобраться с местной бандой. Нельзя сказать, что Вигго так уж старательно «играет», пытаясь продемонстрировать нам разные стороны своего героя в разных конфликтах и ситуациях. Сила этого образа – как раз в неизменности, в немногословной и непоколебимой закоснелости бывалого вояки, человека выдержанного и уверенного в себе – и не привыкшего бежать с поля боя. При этом характерная шляпа и бородка клином вкупе с архаичной двустволкой и манерой разговаривать выдают в нём не только человека привычки и старой закалки, но и фигуру, в принципе, довольно нелепую и даже гротескную – хотя и явно положительную, строго определённую и готовую постоять за справедливость.


7. Иоганн ХальдерХороший»)


Здесь Вигго – профессор литературы, преподающий в берлинском университете во времена расцвета нацизма и закрепления Гитлера у власти. По странной удаче, связанной с написанием некой книги, профессору Хальдеру симпатизируют в верхах и поручают по указанию самого фюрера составлять странные отчёты по обоснованию «гуманности» применения эвтаназии – о чём тот и намекал в своём злосчастном труде. Человек скромный и неконфликтный, далёкий от мыслей о войне, парадах и фашисткой эстетики, имеющий свои убеждения и не способный забыть о них, Иоганн постоянно мучается невозможностью своего положения, так как, являясь почётным членом СС, вынужден забыть старых друзей, из которых один, самый лучший – чистокровный еврей. Кроме того, он оставляет жену и живёт с красавицей арийкой, пытается заботиться о детях и об умирающей матери – но всё валится из рук, и противоречия громоздятся на противоречия. Внешне перевоплощение Мортенсена здесь особенно убедительно, так как рассеянному, нерешительному и слишком мягкому и добросердечному Иоганну с его беспомощной интеллигентностью и вечно спадающей на глаза чёлкой сочувствуешь от души, понимая, что он и низок, и податлив – но не способен изменить хоть что-то, не рискнув при этом жизнью близких и собственным жалким нутром.



А вот и ещё один учитель – но уже совсем иного склада. Дару – ветеран Второй мировой, потерявший некогда жену и поселившийся в алжирской глуши, где-то в горах, чтобы обучать местных детишек французскому и географии и не иметь больше дела с людьми. Это простой, честный и благородный человек – однако вовсе не бесхребетный и не беспомощный. В случае надобности Дару готов постоять за себя и свои убеждения, взяв в руки ружьё – и даже отправившись в путешествие с арестованным арабом, чтобы сопроводить его на суд, защищая от мстительных родственников-преследователей и помогая понять, насколько же, в действительности, ценна человеческая жизнь. Здесь Мортенсен в лучшем виде проявляет качества рыцарские и универсально-человеческие, спокойно и сурово отстаивая правду тогда, когда все вокруг остаются равнодушны.


9. Диего АлатристеКапитан Алатристе»)


Старый вояка Диего Алатристе, по прозвищу Капитан – слуга всесильных и коварных испанских правителей и грандов в самый расцвет Испанской империи. Неизменное и неотменное для «мушкетёра» чувство чести и собственного достоинства просвечивает сквозь его дырявые сапоги, истёршийся плащ и старую шляпу так же определённо, как усталая решимость и желание продолжать делать своё дело во что бы то ни стало. До тех пор, пока чей-то кинжал не вонзится под рёбра слишком глубоко или шальная пуля – одна из многих сотен – не утихомирит навечно беспокойную душу, жаждущую звона клинков не меньше, чем блеска недостижимых сокровищ и ласок изменчивых актрис. Статная фигура лихого Капитана, всегда немного пьяного и без гроша в кармане, с длинными усами и горделивой походкой, с голосом хриплым и безразлично-преданным – это фигура трагическая и лишённая романтизма напрочь, так как судьбе вольного бойца и наёмника тех времён, мягко говоря, не позавидуешь.


10. ЛалинПуть Карлито»)


Так появиться на шесть минут – и буквально за пару выстроить весь характер с предысторией и уникальными особенностями – редкая удача для эпизодического появления, и Вигго не ударил здесь в грязь лицом. Мерзкий плаксивый крысёныш в замызганном пиджаке и инвалидном кресле, пытающийся подставить героя Аль Пачино – лучше один раз увидеть это, чем пытаться подробно описать.


Tags: кино, мортенсен, топ ролей
Subscribe

Posts from This Journal “топ ролей” Tag

  • 10 лучших ролей Кейт Бланшетт

    Не без удовольствия разглядывая мои фотосеты, посвященные красавице Дане Скалли, один мой старый друг и завзятый киноман мельком обронил пожелание.…

  • 10 лучших ролей Шона Пенна

    А почему вдруг именно Шон Пенн, да? А почему бы, собственно, и нет? Примерно такая мысль мелькнула у меня в голове, когда от двух знакомых…

  • О Дженнифер Лоуренс

    Давно уже обещал написать тут о Дженнифер Лоуренс, так как многие из моих знакомых, оказывается, терпеть её не могут – либо попросту…

  • 10 лучших ролей Вайноны Райдер

    Ко дню рождения любимой актрисы решил вспомнить десять самых лучших и запоминающихся её ролей. А заодно – немного о самих фильмах. 1. Джо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

Posts from This Journal “топ ролей” Tag

  • 10 лучших ролей Кейт Бланшетт

    Не без удовольствия разглядывая мои фотосеты, посвященные красавице Дане Скалли, один мой старый друг и завзятый киноман мельком обронил пожелание.…

  • 10 лучших ролей Шона Пенна

    А почему вдруг именно Шон Пенн, да? А почему бы, собственно, и нет? Примерно такая мысль мелькнула у меня в голове, когда от двух знакомых…

  • О Дженнифер Лоуренс

    Давно уже обещал написать тут о Дженнифер Лоуренс, так как многие из моих знакомых, оказывается, терпеть её не могут – либо попросту…

  • 10 лучших ролей Вайноны Райдер

    Ко дню рождения любимой актрисы решил вспомнить десять самых лучших и запоминающихся её ролей. А заодно – немного о самих фильмах. 1. Джо…