Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

О «Чернобыле»

Ещё на ту же тему.

Чернобыль | Chernobyl | Йохан Ренк | 2019 | 6,5


Несмотря на слишком сенсационную и преувеличенно-восторженную реакцию, взлёт нового сериала от HBO, разумеется, не случаен. В отличие от подавляющего большинства современных сериалов «Чернобыль» выдержан и уравновешен на протяжении всех своих пяти страшных часов (формат ему, конечно, на руку), воскрешающих в памяти кошмарное событие, к которому мы и наша страна имели когда-то прямое отношение. Холодно-отстранённая, полудокументальная эстетика, на которую в последние годы натыкаешься всё чаще («Охотник за разумом», «Покажите мне героя»), вызывает здесь леденящее душу ощущение ясности – сухой и мертвенно-серой, как отравленный воздух, бескомпромиссной и окончательной, как оглашённый приговор судьбы. Удобные приукрашивания или интерпретации, определённая доля вымысла или догадки неизбежно присутствуют здесь, как и в любом другом произведении, допускающем их как художественное средство, помогающее дать новый взгляд и приобрести уникальность. Тем и интересен сериал конкретно нам и именно сегодня, что катастрофа на чернобыльской АЭС показана глазами незаинтересованных, только слышавших, дистанцированных от требовательной неизбежности «сейчас» и рассуждающих уже из далёкого, принципиально иного «завтра».





Тот факт же, что снят «Чернобыль» европейцами, лишь добавляет непредвзятости – более существенной, в данном случае, в сравнении с недостатком сведений. То же можно сказать и об актёрах, чьё порой удивительное сходство с героями реальной истории придаёт их игре простой и почти стирающей грани убедительности. Заставляющей видеть в них не столько граждан СССР, сколько граждан всего мира. Мира, который есть сейчас – и которому это будет в новинку. Поэтому по-настоящему сериал поразит именно тех, для кого страшные дни и месяцы далёкого 86-го очерчены лишь чёрным контуром воспоминания, о котором они неоднократно слышали – но которое не пережили и не прочувствовали. И вообще непросто судить о «Чернобыле», пытаясь разорвать связь события и взгляда чисто художественного. Слишком уж обязывает катастрофа, слишком уж въелась она в каждый кадр и эпизод этого длинного фильма, чтобы можно было спокойно взять и обойти её, наслаждаясь лишь цветом или актёрской игрой. Тем не менее, довольно очевидно, что сериал не пытается казаться чем-то удивительным и принципиально новым как кино и художественной оригинальности не проявляет. Он лишь изображает документ, составленный добросовестно и точно настолько, насколько это позволяет выдумка. И это, пожалуй, совсем не плохо, учитывая ограничения, которые накладывает повод. Хотя звания лучшего сериала всех времён и народов «Чернобыль», очевидно, не заслуживает. Рейтинги и массовая культура привычно раздувают слона из очень даже достойной – и всё-таки обыкновенной мухи.

Tags: 2019, великобритания, кино, ренк, сериалы, скарсгард, сша, уотсон
Subscribe

  • Спектр размышлений, навеянных «СПЕКТРом»

    Решил я тут в связи с выходом финала крейговской бондианы осилить для очистки совести и предыдущую, проигнорированную мной тогда часть – и, к…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • О Веронике, Ирен и Кшиштофе

    Да, книга Кесьлевского, о которой я здесь упоминаю, и впрямь, была очень увлекательной. Не говоря уже о том, насколько был близок мне этот режиссер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

  • Спектр размышлений, навеянных «СПЕКТРом»

    Решил я тут в связи с выходом финала крейговской бондианы осилить для очистки совести и предыдущую, проигнорированную мной тогда часть – и, к…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • О Веронике, Ирен и Кшиштофе

    Да, книга Кесьлевского, о которой я здесь упоминаю, и впрямь, была очень увлекательной. Не говоря уже о том, насколько был близок мне этот режиссер…