Несмотря на слишком сенсационную и преувеличенно-восторженную реакцию, взлёт нового сериала от HBO, разумеется, не случаен. В отличие от подавляющего большинства современных сериалов «Чернобыль» выдержан и уравновешен на протяжении всех своих пяти страшных часов (формат ему, конечно, на руку), воскрешающих в памяти кошмарное событие, к которому мы и наша страна имели когда-то прямое отношение. Холодно-отстранённая, полудокументальная эстетика, на которую в последние годы натыкаешься всё чаще («Охотник за разумом», «Покажите мне героя»), вызывает здесь леденящее душу ощущение ясности – сухой и мертвенно-серой, как отравленный воздух, бескомпромиссной и окончательной, как оглашённый приговор судьбы. Удобные приукрашивания или интерпретации, определённая доля вымысла или догадки неизбежно присутствуют здесь, как и в любом другом произведении, допускающем их как художественное средство, помогающее дать новый взгляд и приобрести уникальность. Тем и интересен сериал конкретно нам и именно сегодня, что катастрофа на чернобыльской АЭС показана глазами незаинтересованных, только слышавших, дистанцированных от требовательной неизбежности «сейчас» и рассуждающих уже из далёкого, принципиально иного «завтра».
