Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

Уголок мудрости. О магии старого кино

«Я готов согласиться с ретивыми поклонниками нового и модного, что кинематограф, как искусство техническое, слишком быстро стареет – но лишь внешне, первослойно. Якобы устаревшее таит внутри себя живость и неподдельность душевных переживаний, трудно передаваемую ныне свободу и раскованность, незажатость и незакомплексованность творцов. Отодвигаясь от нас во времени, давнее кино всё более приобретает черты будто детского немудрёного творчества, особое очарование невольного примитивизма, лукавую простоту и житейскую мудрость сказок. Вымышленный мир целлулоидных фантазий претендует на роль хранилища психологической и эмоциональной памяти человечества. Это можно уподобить внеземному обиталищу душ, юнговских архетипов, оказывающих ответное влияние на судьбы оставшихся где-то внизу. Фантом кинематографа, вознесясь над бренной реальностью, уже из горних пределов питает нас психической энергией, заряжает жаждой жизни, преподносит сюрпризы личных воспоминаний, поражая прозрением, что все эти старые ленты – сплошное дежа вю, когда-то пережитое и прочувствованное. Сложно отделаться от впечатления, что становишься свидетелем собственной биографии, почему-то развёртывающейся в дальних просторах – в Техасе или в Австралии».

Из статьи С.В. Кудрявцева «Спасительная ностальгия по старому кино»


Великий и ужасный kinanet, которому я обязан тем, что полюбил кино так, как люблю его сегодня, буквально сорвал с языка те полуосознанные ощущения и эмоции, что я и сам не раз испытывал при просмотре «старых» фильмов. Думаю, что к этой категории можно отнести картины не позднее второй половины 90-ых или начала 2000-ых – хотя разделение это, конечно же, произвольное. Так или иначе, в определённый и, можно сказать, поворотный для истории кино момент изменился как будто бы сам тип творческого мышления всех кинематографистов. И наращиваемая техническая мощь всё больше несла с собой утрату того сказочного, в чём-то примитивного и наивного очарования, которым обладали фильмы прошлых времён. Многие ворчуны и снобы, вроде меня, любят периодически поностальгировать и посетовать на то, что раньше, видите ли, трава была зеленее и, мол, не умеют сейчас снимать кино, как прежде. И сравнивают Соррентино с Феллини или Звягинцева с Тарковским – с намёком, что масштаб личности уже не тот, а потому – и кино не такое.

Но что всегда поражает (и поражало) меня больше всего, когда я думаю об этом – это не измельчание авторов, не смена творческого вектора в сторону современных тенденций, не неоправданное техническое превосходство «нового» кино – но утрата того волшебного чувства доверия и странной близости «старых» фильмов, что наполняют тебя с первых же кадров, стоит только начать смотреть такое кино. Такое ощущение, что волшебство это содержится где-то в пространстве между кадров – либо в их последовательности, ритме, в котором они сменяют друг друга (и ритме внутрикадровом) – или даже самой ткани киноизображения. И невольная симпатия к чему-то давно ушедшему – как и пристрастие к ретро-стилю в одежде или, скажем, в музыке – всё это здесь не причём. По-своему оно, безусловно, важно – но упомянутое ощущение существует и вне зависимости от них, чисто объективно. И эффект этот возник, кажется, именно теперь, совсем недавно, когда произведения тех лет отодвинулись от нас во времени – так что эпоха, её кумиры и нравы перестали иметь значение сами по себе, уступив место чему-то более общечеловеческому – и более близкому к тому воздействию, какое оказывает на нас настоящее искусство.
Tags: генри размышляет о, искусство, кино, уголок мудрости
Subscribe

  • Спектр размышлений, навеянных «СПЕКТРом»

    Решил я тут в связи с выходом финала крейговской бондианы осилить для очистки совести и предыдущую, проигнорированную мной тогда часть – и, к…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • О Веронике, Ирен и Кшиштофе

    Да, книга Кесьлевского, о которой я здесь упоминаю, и впрямь, была очень увлекательной. Не говоря уже о том, насколько был близок мне этот режиссер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Спектр размышлений, навеянных «СПЕКТРом»

    Решил я тут в связи с выходом финала крейговской бондианы осилить для очистки совести и предыдущую, проигнорированную мной тогда часть – и, к…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • О Веронике, Ирен и Кшиштофе

    Да, книга Кесьлевского, о которой я здесь упоминаю, и впрямь, была очень увлекательной. Не говоря уже о том, насколько был близок мне этот режиссер…