Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Categories:

«Опасные связи» vs «Вальмон»

Добравшись, наконец, и до формановской попытки экранизировать знаменитый французский роман, решил все-таки как-то сопоставить ее с версией Фрирза – тем более, что и не все тут так однозначно, как я вначале предполагал. Прежде всего, бросается в глаза почти диаметрально противоположный подход – как в общем стиле, так и в типажах актеров – вне зависимости от следования оригиналу. Поэтому, если у Фрирза царит злое, разнузданное и безнаказанное веселье в начале, сменяясь неизбежной и эмоциональной трагедией в конце, то у Формана на протяжении всей истории конфликт выражается куда сдержаннее, элегантнее и мягче. И если у Фрирза маркиза де Мертей – полноватая и непроницаемая величественно-демоническая блондинка, а больший акцент сделан на отношениях Вальмона и мадам де Турвель, то у Формана маркиза – худенькая и откровенно стервозная шатенка – в плане отношений же куда более развита линия Сесиль и шевалье Дансени. Точно так же есть и другие заметные отличия в сюжетных ходах и при выборе актеров – и где-то оно лучше выходит у чеха, а где-то – у англичанина.



Так, например, Аннетт Бенинг – замечательная актриса. Женственная, тонкая, яркая – и очень даже убедительная. Она прекрасно играет в «Вальмоне» на постоянном отталкивании-притяжении, крайне талантливо (в смысле – неприятно) смеется, против ее мимики и ужимок возражать сложно, да и вообще – не хочется. Но она – именно что «играет», старается показать нам, какая она змея и стерва – тогда как Клоуз просто живет на экране, сражая наповал одним только взглядом. И Бенинг рядом с ней – как пудель на фоне дога. Потому что иметь такую внешность, как у Клоуз – это дар, и то же самое можно сказать о Малковиче. Об их удивительных, жутких и загадочных глазах хочется рассуждать очень долго – но вряд ли удастся докопаться до сути одним только холодным разумом.

И выбор на роли маркизы и виконта этих двоих настолько же нетривиален, насколько и удачен. Глядя на этих людей, испытываешь странную смесь непреодолимого восторга и ледяного ужаса, понимая, насколько они выразительны и харизматичны – и насколько при этом безнравственны, так что их поразительная способность воздействовать на людей оборачивается уже равнодушным манипуляторством. С другой стороны, Колин Ферт и Аннетт Бенинг, по ощущениям, как-то больше напоминают людей той эпохи – и по типажу, и по поведению. И если Малкович и вообще обладает ярко выраженной отрицательной харизмой, то увидеть на лице бесподобного мистера Дарси такое гнусновато-распущенное выражение – как-то особенно удивительно и убедительно, так что по-актерски он делает за весь фильм куда больше.


Добродетельность же Мишель Пфайффер, на мой взгляд, выходит у нее все-таки местами картинной, трагичной и надрывной – а вот скромная, тихая и лучащаяся благопристойность Мэг Тилли работают на образ мадам те Турвель безупречно. Как и наивное пухлощекое удивление на лице Файрузы Балк, которое появляется у Сесиль Воланж после ночи, проведенной с Вальмоном. Или этот ее умоляюще-вопрошающий, то ли испуганный, то ли заинтригованный тон при просьбе написать еще одно письмо: «Но мы же просто напишем, да?». Восхитительно. В ней и до самого конца довольно сложно уличить потерю невинности во всех смыслах (хотя взгляд становится уже не просто невинным – но невинно-дерзким и довольно-таки уверенным, так что лицо послушной девочки – лишь несложная маска, которая, тем не менее, сидит на Файрузе органично и как влитая), чего не скажешь о более капризной и явно более порочной на вид Уме Турман – к тому же, еще более откровенно глуповатой здесь, что вяжется и с общим ироничным тоном постановки. 


А уж Киану Ривз так просто комически жалок на фоне серьезного и внушительного Генри Томаса, который при всей своей мальчишеской несолидности, почти даже детскости (у Формана и вообще все выглядят куда моложе), умудряется проявить себя намного лучше и показать характер Дансени. Хотя понятно, что, как и в случае Сесиль, Фрирз намеренно подчеркивает разительный контраст между неоперившимся благородным юнцом, верящим в романтическую любовь, и прожженной цинической мудростью всевластной соблазнительницы маркизы. Но разве мог бы Ривз-Дансени приказать Клоуз-Мертей сесть и написать письмо, приставив к ее горлу шпагу? Это было бы абсурдно. А вот в случае Бенинг и Томаса жесту веришь безоговорочно. Потому что и другие типажи, и другая расстановка акцентов, и каждые отлично работают – но по-своему.


Что касается акцентов, то у Формана, даже когда он отступает от первоисточника, они нередко расставлены тоньше – сцены же решены лаконичнее и изящнее. Взять хотя бы ночь перед дуэлью, когда Вальмон (у которого явно нет друзей) притаскивает из трактира трех случайных пьянчуг, назначая их своими секундантами – а наутро, выпивший и расхрабрившийся, бросается на Дансени и очень быстро терпит поражение, показанное через взгляд ужаснувшегося слуги. Или эпизод, где он с букетом крадется по спальне мадам де Турвель, обнаруживая сидящего к нему спиной мужа – после чего тихо уходит, но все же оставляет букет на постели. Или соблазнение Сесиль, ее свадьба в финале, два разговора за столом у тетушки – наконец, сцена с маркизой де Мертей, принимающей ванну, когда она хохоча раздвигает ноги на постели, оказываясь в отместку выплеснутой вместе с водой разъяренным, но внешне спокойным Вальмоном.



И все же в версии чеха углы явно сглажены, и нет того постоянно пульсирующего нерва – из-за чего и экранизация в целом кажется более водянистой и менее выразительной как художественное высказывание. Вот и получается, что Форман снимает «Барри Линдона», в то время как Фрирз – расселовских «Дьяволов». И в обоих случаях британцы побеждают по одной и той же причине. Так как истинно кинематографической свободы и творческой раскованности у Фрирза с Расселом все-таки больше. Так или иначе, приятно, что обе экранизации – вполне сопоставимые по уровню (и уровню очень добротному), и играют и выигрывают они по разным причинам – отчего и выбирать уже можно по личному вкусу.

Tags: бенинг, кино, клоуз, малкович, пфайффер, ривз, турман, ферт, форман, фрирз
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

Posts from This Journal “кино” Tag