mr_henry_m

Categories:

Почему стоит посмотреть сериал «Крах»?

Конечно, от ряда других более-менее качественных современных сериалов «Крах» ничем принципиально не отличается, и в нем так же хватает банальности, штампов и каких-то совершенно ненужных и глупых вещей, из-за которых и на по-настоящему серьезный уровень подобное зрелище никогда не выйдет. И все-таки даже при изначально скептическом настрое я почувствовал к нему внезапное доверие, которое образовалось и укрепилось не сразу – но под конец уже сомнений не вызывало. Начав смотреть его исключительно из-за Джиллиан Андерсон (о ней я чуть подробнее скажу в отдельном посте), я довольно быстро увлекся самим сюжетом и атмосферой – чего не было даже и в случае «Икс-файлов».

Идет маньяк, качается, вздыхает на ходу
Идет маньяк, качается, вздыхает на ходу

И культовое детище Криса Картера, вообще-то говоря, проиграло, если сравнивать по общему итогу. Проиграло потому, что, несмотря на замечательную пару главных героев, в центре объектива были там все же не люди, а сюжет, положенный по тем временам канон, загонявший сериалы в жесткие развлекательные рамки и не дававший доступа воздуху. Понятно, что и многие сериалы нулевых и более современные нам тоже часто условны и скучны своей неспособностью выйти за пределы, так что смотришь порой первую серию – и, на самом деле, понимаешь уже, в каком примерно духе все будет развиваться и дальше, отчего и становится сразу скучно и хочется поскорее выключить. Но это – тема отдельная и явно более общая, так что и углубляться мы в нее не будем.

В общем-то, и сам «Крах» не так уж сильно вылезает за рамки жанровых условностей, но есть тут все же свои нюансы и просто симпатичные вещи, на которые мне и хотелось бы обратить внимание. Думаю, что многих может сходу оттолкнуть сюжет – так как ну сколько мы уже видели фильмов и сериалов про поимку маньяков и прочих там всяких психопатов? Что и говорить – не ново, не постарались. И даже характерная для современных сериалов холодноватая и мрачноватая эстетика в духе «Настоящего детектива» или «Охотника за разумом» не смогут удивить тех, кто уже собаку съел на таких вещах – в особенности, если смотрел скандинавов. Какие же тогда козыри имеются у «Краха», чтобы он вообще заслуживал внимания?

И там такого еще много
И там такого еще много

Из самых очевидных – Джиллиан Андерсон интрига. В привычном для такого сюжета смысле ее здесь вообще нет. О том, кто именно совершает все убийства, мы узнаем уже минут через пять или десять от начала. Узнаем мы – но не полиция. Долгое время они будут существовать с маньяком параллельно, почти нигде и никогда не пересекаясь – хотя и не так долго, как многим бы, наверное, хотелось. О сюжете можно было бы говорить и подробнее, но вряд ли это имеет смысл. По большому счету, ничего, кроме собственно финала, в «Крахе» даже и нельзя проспойлерить, потому что суть здесь не столько в действии – сколько в том, как оно подано. Конечно, следить за ходом расследования полиции все равно любопытно, и на каждом шаге ты поджидаешь от злодея сюрприза, который сильно удивит хороших ребят, но, в целом, это не главное и как такового зрелища не определяет. Когда все закончится (а, скорее всего, и раньше), возникнет, вероятно, разочарование и даже легкое недоумение из-за того итога, к которому придет это кино – учитывая в какой многообещающей напряженности держало оно тебя все время до того.

Но напряженность эта не случайна и очень даже существенна. Потому что куда больше, чем сюжетные финты, создателя сериала интересуют герои, сталкивающиеся в процессе с чем-то таким, что впоследствии изменит их и раскроет с разных сторон. Поэтому «Крах» – скорее, психологическая игра, противостояние. Не только противостояние двух одержимых личностей по обе стороны закона – инспектора и преступника – но и борьба между своими собственными, внутренними – и часто не слишком похвальными наклонностями. В сериале очень много лиц – именно лиц, а не просто героев. На них камера подолгу останавливается, переходит от одного к другому, всматривается, сопоставляет, запечатлевает их беседы, звонки и допросы – и вообще, говоря по правде, не торопится. И вся эта процессуально-процедуральная рутина, дотошность расследования и постепенное собирание кубиков головоломки завораживают только еще больше, когда видишь, как они сказываются на этих лицах – преимущественно женских причем.

Эпизодический персонаж - но позитива море
Эпизодический персонаж - но позитива море

Ведь душитель из Белфаста бросает вызов именно им – современным, уверенным и успешным – но оказывающимся все-таки женщинами, просто людьми, напуганными и не способными не содрогнуться при виде подобной жестокости – «человеку» как раз-таки не свойственной. И все они очень запоминаются – хотя и не только женщины. В «Крахе» и вообще есть приятные человеческие странности и случайные отступления, становящиеся порой началом новых маленьких сюжетов, и нередко – согревающих и приветливых. Например, все, что связано в третьем сезоне с врачами, с их поведением, с демонстрацией того, как они работают, какие у них, опять же, лица и отношение к пациентам – все это кажется такой приятной неожиданностью, никак не способной продвинуть основной сюжет – и даже, очевидно, мешающей ему. Но как раз оно-то и является признаком того самого «воздуха», что залетает внезапно в приоткрывшуюся сценарную щель, даря радость узнавания чего-то большего, чем может дать нам обычно такое кино – да еще и на такую тему. 

Хотя и маньяк здесь, на самом деле, тоже не совсем обычный. В том плане, что на типичного киношного злодея он чем-то и походит, и пытается им быть, но все-таки, в целом, тянет не очень – и точно так же способен разочаровать кого-то. Конечно, он харизматичен, расчетлив и умен, и за него поневоле болеешь, чтобы подольше не ловили и позволяли наслаждаться обычными для такого случая детективными прелестями, без которых, конечно, не обойдется. Но складывается у него все не так уж идеально и гладко – да и не так уж он, как оказывается, умен. В общем, чем дальше, тем все больше становится понятно, что зло в этом сериале не романтизируется и не особенно-то пытается развлекать нас своими эффектными и немыслимыми фокусами, способными хоть как-то зачаровать. Потому что существует оно здесь не в образе неуловимого гения-прожектёра, вроде нолановского Джокера, но в образе самого обычного человека, с мелкой, нарциссичной – и, в общем-то, несложной и скучноватой логикой.

Но борода решает
Но борода решает

И тут надо признать, что меня искренне поразил Джейми Дорнан, до того убедительно и ловко сыгравший разные грани одержимого фантазиями монстра, что сложно даже и поверить в такое перевоплощение со стороны смазливого мужика из «Пятидесяти оттенков серого» и нескольких его продолжений. Хотя как раз смазливость сыграла тут важную роль – и это станет хорошо понятно, когда вы как следует понаблюдаете за ним. Если, конечно, и вообще захотите смотреть этот сериал. Возможно, я рассказал немного больше, чем было необходимо в данном случае, но все равно какие-то линии и особенности атмосферы, недоговоренность и непонятность некоторых чувств, побуждений и поступков не вмещаются в такое описание и могут произвести нужное впечатление только увиденными на собственном экране. Хотя еще раз повторю, что «Крах» – вещь совсем даже не выдающаяся и просто любопытная своим подходом к деталям и чуть более живыми, чем обычно, героями. Возможно, следующий пост про Джиллиан сумеет этот тезис поддержать – но, в любом случае, спасибо всем за внимание.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.