mr_henry_m

Category:

Лучше смотрите Сола

Закончив с просмотром пятого сезона «Лучше звоните Солу», я решил, наконец-то, сесть и подумать, чем же так хорош и уникален приквел «Брэйкин Бэда», который не только мне не разонравился – но, кажется, окончательно укрепился в статусе одного из самых любимых сериалов ever. А, подумав, сел еще раз – и написал немаленький такой текст, который потом пару раз перечитал – и понял, что он не годится. Не потому, что написано плохо – а потому, что складывается ощущение, будто я, как знающий свое дело продавец, пытаюсь впарить вам какой-то товар, приукрашивая или затеняя различные его стороны с помощью словесных ухищрений – в общем, хотя и из добрых побуждений, но запутываю и обманываю вас довольно-таки явно. Поэтому попробую еще раз – и надеюсь, что получится у меня и покороче, и попроще. 

Уже с самых первых серий одним из ключевых факторов будущей симпатии и изначального интереса стали для меня знакомые персонажи. Не сказал бы, что мне так уж нравился в свое время «Во все тяжкие», но все же привычные имена и лица поневоле вызывали доверие, помогая настроиться на нужную волну, так как ты уже понимал, где, о ком и в каком примерно духе будет это кино снято. Говорю исключительно к тому, что у людей, незнакомых со «вселенной» Винса Гиллигана и Питера Гулда, такого доверия может и не возникнуть – да и вообще что-то может раздражать, представляясь несколько выпендрежным и явно вычурным по форме. Но за пару-тройку серий, как мне кажется, вполне можно привыкнуть – и втянуться так, что потом и за уши оттуда не вытянешь. По крайней мере, надеюсь на это.   

Вторым ключевым фактором (который я и ставлю во главу угла) была эстетика, манера подавать сюжет. И главная фишка «Сола» – это то, как все в этом сериале длится. Длится независимо от того, что именно показывают на экране. Иными словами, постоянно педалируемым приемом здесь является попытка намеренно растянуть и вовлечь, затянуть и погрузить, заставить по максимуму ощутить причудливость этого выдуманного и срежиссированного мирка, где на все есть у создателей свой особый взгляд или, лучше сказать – свой особый угол зрения. Что проявляется, например, в подчеркивании и явно ироничном выделении деталей пейзажа или быта на фоне чего-то драматургически значимого и продвигающего сюжет. Чувствуется, как ребята от души забавляются всякими приколами и нюансами по оформлению повествования, начиная от токсичных титров и названия серий – и заканчивая костюмами главного героя или его неизменной машиной. 

И, на первый взгляд, несмотря на наличие все тех же линий с наркокартелями и знакомыми многим наркобаронами, «Better Call Saul» явно переносит все в плоскость менее сюжетно значимую, уходя от жестко-реалистичного и адреналинового напряжения «Брэйкин Бэда» – который именно поэтому был, наверное, более привлекательным для зрителей, ожидавших какого-то «приключения» и привычной в такой ситуации динамики. Здесь же все, напротив, замедляется так, чтобы можно было вглядываться и углублять свое переживание каких-то событий или отношений – не очень-то повествование и продвигающих. Есть, правда, и намеренно драйвовые, веселые и идиотичные эпизоды, демонстрируемые часто в начале, перед стартовыми титрами, но духа сериала они не определяют – а, скорее, разукрашивают его и дополняют.   

И в каком-то смысле вся эта эстетика пауз и длящихся эпизодов вполне успешно следует главному принципу саспенса, а именно – созданию напряжения в кадре, казалось бы, на пустом месте. Есть тут и вполне симпатичные и забавные находки по части правдивости каких-то переживаний, сложности и странности в восприятии других людей или окружающего мира – и вообще психологическая проработка ситуаций и характеров персонажей превосходит здесь тот средненький и условный уровень, который применяли и по-прежнему применяют в других самых разных сериалах. 

Плюс «Лучше звоните Солу» и в том, что здесь тебя не пытаются оглушить, намеренно впечатлить или шокировать каким-нибудь эпизодом, предпочитая иногда поразительную сдержанность в выражении и подаче определенных сцен или эмоций – для которых в привычной ситуации обязательно использовали бы какой-нибудь эффектный приемчик и привели бы нас к будоражащей воображение развязке – которая, кстати, все равно оказывается нередко именно такой. Хотя вся «эффектность» ее – именно в том, что она неэффектна. Просто ровно и спокойно показали что-то – и прощай до следующего сезона. При всем при том ты явно ощущаешь, что все происходящее – именно шоу, эдакий большой и стильный прикол, попытка создать впечатление значительности через выпуклые ракурсы, ситуации и персонажей, делящихся здесь на две категории или на два отдельных мира. 

Первый – мир судебно-юридической системы со всей его бюрократией, уловками и неизменным очарованием выступлений и ораторского искусства адвокатов, за которых сполна и с огоньком отыгрывают свои партии Ким Уэкслер, Говард Хэмлин, но главное – Джимми «Сол Гудман» МакГилл. Деловито-суетливой и болтливой рутине этого мира противостоит на контрасте другая – касающаяся мира картеля. И его представители – все как один хладнокровные профессионалы, расчетливые аморальные дельцы, которые, напротив, говорят очень мало и исключительно по делу, постоянно меряясь крутостью и невозмутимостью взглядов – за которыми истинные их натуры, тем не менее, угадываются без особого труда. И с этой точки зрения равно обаятельными кажутся и «абсолютные» злодеи в лице Лало Саламанки или Густаво Фринга, и ступившие на скользкую дорожку, но явно положительные Майкл Эрмантраут или Игнасио «Начо» Варга. 

И именно благодаря последним удается увидеть-таки облик какой-то человечности во всем этом жестоком криминальном бизнесе и эстетике, так как сложно совсем не сочувствовать и по-своему не уважать Начо или Майкла. И, в особенности, это касается героя Джонатана Бэнкса, который, наверняка, полюбился многим зрителям еще по «Брэйкин Бэду». Человек слова, человек-кремень, человек, стремящийся быть справедливым даже в самой невозможной ситуации – тем более, что и в нем самом светлое и темное переплетены достаточно тесным и непростым образом, из-за чего и невозможно сделать окончательных выводов, хороший ли он человек или все-таки плохой.

И, хотя я уже говорил о том, какое внимание уделяется в сериале быту, мелочам и вещам сюжетно, в общем-то, незначительным и пустяковым, совершенно очевидно, что «Better Call Saul» – вещь чрезвычайно продуманная и выверенная до блеска. И, конечно, совсем не случайно использование камеры с разрешением 4К (сравните с классическими серовато-реалистичными 35 мм, на которые снимался «Во все тяжкие») – благодаря которым ты ловишь натуральный кайф от идеальной гладкости изображения, дополняемой такой же то уместно резкой, то мягкой сменой ракурсов и кадров. 

Но, как бы оно ни нравилось, как бы ни пускал ты слюни на картинку, ты ясно сознаешь, насколько все здесь вылизанное и лощеное, нередко искусственное и условное – сделанное так куда больше для красоты и все-таки эффектности, а не для демонстрации правды или каких-то необычных и мало освещенных сторон жизни, потому что «Лучше звоните Солу», опять-таки – именно шоу. А шоу должно развлекать и желательно – развлекать качественно, к чему, в данном случае, претензий как раз мало. В целом же, по своему стилю, атмосфере и структуре, «Better Call Saul» напоминает главного героя, одетого, казалось бы, в положено строгий и уместный для дела костюм – но при этом и в пеструю рубашку канареечного, оранжевого или других маргинальных цветов. И все-таки стоит приглядеться к этой странной фигуре, являющейся еще одним явным и человеческим достоинством сериала – да и просто причиной того, почему он был изначально задуман и снят.

Приглядеться хотя бы и потому, что фигура Джимми МакГилла, на мой взгляд – трагическая. Помня о том, что «Сол» – это приквел, а также учитывая черно-белые сцены в начале каждого сезона (где речь, по всей видимости, идет о временах после событий «Во все тяжкие»), невозможно отделаться от тяжелого и мучительного сознания неизбежности падения Гудмана – как морального, так и фактического. Особенно на контрасте с первыми сезонами, полными еще как будто бы надежды и, по крайней мере, неокончательности всех неудач и неприятностей, в которые ввязывается Сол – поскольку иначе поступать не умеет или не может. 

Потому что Джимми – еще один неплохой пример личности, безусловно, симпатичной, но все-таки явно не однозначной – и во многом довольно сомнительной. Так как прощелыга и шоумен умудряются уживаться в нем с добросердечным и обаятельнейшим защитником униженных и оскорбленных, готовым помочь во что бы то ни стало – что как раз и становится причиной всех бед и сложностей из-за «скользкой» натуры МакГилла. И не только скользкой, но и мнительной, сомневающейся, часто слабой и нерешительной – и не способной удержаться от обмана. 

И не сложно понять, как желание преуспеть, выкрутиться или просто выжить вступает у него в конфликт с порядочностью и элементарной человечностью. Конфликт, который с каждым разом, шаг за шагом, все ближе подводит тебя к опасной черте, отделяющей не столько преступление от закона, сколько тебя самого – твое подлинное и высокое «я» – от существа мелкого, эгоистичного и безнравственного, готового пойти на сделку с совестью сначала потихоньку и в малом – а затем и просто на все забивающему. И, наверное, самое мучительное – наблюдать за тем, как Джимми все больше сознает это и сам, как отчаянно и честно старается быть хорошим, быть искренним с Ким, с которой связывает свою жизнь – и которой все время что-то объясняет, убеждает, уговаривает, но поневоле и обманывает, все больше запутываясь – и все больше становясь именно Солом. 

И не знаю, как других, но меня сознание этой безнадежности удручает и ранит, хотя сам я вроде бы и не такой – и все же не могу не сочувствовать бедолаге. Плюс ко всему фокусы, задумки и уловки МакГилла сами по себе могут позабавить тех, кому нравятся аферы и вообще такого рода изобретательные штуки и шутки в кино, тем более при манере героя уморительно и без умолку болтать – что становится, правда, поводами и для событий также невеселых и неприятных. В любом случае, Гудман оказывается личностью и персонажем, который заслуживает внимания – так что и весь этот приквел или спин-офф уж точно стоило снимать.             

Поэтому всем, кто не смотрел, друзья мои, рекомендую совершенно искренне. Конечно, если кто-то подходит к сериалам с мерками большого искусства и ожидает тут каких-то художественных или философских откровений, то это явно не про «Сола» и вам в другую сторону. Но, если хочется окунуться в достаточно самобытную и броскую вселенную, заметно пытающуюся повысить хотя бы и внешне-эстетическую планку сериальной индустрии, то вам определенно сюда и вы можете немедленно начинать просмотр. 

Правда, что бы я ни говорил во вступлении, у меня, наверное, и снова не получилось совсем уж не «впаривать» и не протаскивать любимый сериал на высоты, которых он может и не заслуживать (не говоря уже о том, что не вышло сделать это просто и коротко), но да ладно уж. Сложно рассказывать о чем-то, что любишь, не вдаваясь в излишние подробности – а тем более избежать субъективности и взглянуть на это взглядом максимально отстраненным. Так или иначе, мало какие сериалы воспринимались мной настолько «своими» – и так уверенно держались бы в седле на протяжении стольких серий. Действительно, ребята постарались и сумели выделиться из толпы. Уже хотя бы и за это стоит их работу оценить.  

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.