Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

«Ход королевы». Согревающая олдскульная сказка



Стоило увидеть лишь пару серий из нашумевшего в этом году сериала, как сразу же стало понятно, почему он вызвал у многих столь одобрительную и даже восторженную реакцию. В одном из эпизодов главная героиня, шахматистка Элизабет Хармон, говорит, что в проигрышной партии наступает неожиданно такой момент, когда ты уже в точности знаешь, что будет дальше – и только продолжаешь за этим беспомощно наблюдать. То же самое – но с поправкой на «завороженно» вместо «беспомощно» – можно сказать и о самом сериале. Потому что «Ход королевы» – в своем роде, образцовая партия, разыгранная точно по учебнику пускай и не гроссмейстером – но человеком, умеющим хорошо играть и знающим наизусть комбинации однозначно. И, на самом деле, нет ничего проще, чем в пух и прах раскритиковать данный сериал – как несложно понять и то, почему кому-то он может совсем даже и не понравиться. Он не понравится каждому, кто будет настаивать на откровенной поверхностности и банальности того представления, что перед нами разыгрывают – и кто окажется, по сути-то, прав. Единственный минус такого подхода – что он, пожалуй, слишком упертый, слишком серьезный – и не желающий идти на компромисс. Так а ради чего же стоит идти на него, спросит меня такой человек? Я бы сказал, что ради магии. Ради той незамысловатой магии кино, о которой ты живо при просмотре вспоминаешь.

Потому что создателям сериала удалось сделать то, что так слабо и так редко удается сделать режиссерам в нашу с вами эпоху сиквелов, стилизаций и ребутов. А именно – рассказать своему зрителю неплохую голливудскую сказку. Причем рассказать не кое-как, слепив нечто топорное и торопливое – но по всем канонам и правилам, что привили американскому кино еще дедушка Лукас и дедушка Спилберг в далекие, мои друзья, 70-ые. Говорю именно про «американское», так как никто другой в мире не сможет с ними всерьез потягаться. В том умении сотворять на экране всамделишную задушевность, почти детскую и беззаботную веру в то, что все будет хорошо, что добро и любовь обязательно победят – умении, которое, кажется, не утрачено еще окончательно, так что способно подарить нам и всю ту же наивную и именно сказочную, конечно же, радость. Поэтому точно так же, как и советских шахматистов, американских режиссеров можно назвать явлением поистине уникальным, хотя в такой же степени – и чрезвычайно заразным, так как голливудское ви́дение реальности давно уже захватило весь цивилизованный и податливый мир, навязав ему формулу, затертую до смехотворно огромнейших дыр – притом что останавливаться они не собираются.

Тем не менее, стоит только зажечься зрительскому азарту, стоит только включить в себе немножко ребенка, а также – немножко романтика, как все сразу же встает на свои места и работает по-прежнему безотказно. Так как олдскульный шаблон рассказывания истории отточен и проработан в «Ферзевом гамбите» действительно просто на ура. Щепотка ретро-очарования и операторских изысков под соусом современной лощеной эстетики (немного уже казенной, пожалуй – зато и с привкусом ховардовских «Игр разума»), но главное блюдо – юная и спелая, гламурная и мегаодаренная рыженькая шахматистка-алкоголичка, бывшая сиротой, но выбившаяся, разумеется, в люди, странная и чуждая для многих, но преданная и сияющая в своем призвании как самая яркая звезда на небосклоне, маниакально одержимая, несдержанная и нетерпеливая – но не забывающая проявлять и нормальные человеческие чувства, что выйдут наружу в положенной кульминации и через положенные привязанности и воспоминания из светлых (и не очень-то) детских времен. Причем, когда я говорю «шаблон», можно легко подставить сюда массу самых разных и в разной степени неубедительных и неудачных ремесленных поделок, где точно так же присутствуют вроде бы и положенный сюжет, и все драматичные ниточки-повороты и реплики-клише, моменты, где надо пустить слезу или произнести наконец-то заготовленную дурацкую шутку – но все это, друзья мои, немножко другой изобразительный уровень, уж поверьте вы эстету и снобу. Не то чтобы он сильно выше и принципиально лучше – и все же такого рода профессиональную и элегантную добросовестность встретишь в последние годы нечасто (вспоминаются разве что «Зеленая книга» да «Ford против Ferrari», пожалуй).

В конце концов, все действие сериала – это банально увлекательное соревнование, происходящее в особом и уникальном интеллектуальном мире – в мире игры в шахматы. И, если начать простодушно и искренне болеть за Элизабет (а иначе смысла смотреть и нет), становится вполне понятным желание видеть разгромы ее противников одного за другим – вплоть до напряженного, хотя и совершенно предсказуемого советского эндшпиля. Но, как я уже говорил, знание того, что добро победит, совершенно ничему не мешает. Ведь дело тут в самом переживании, в желании увидеть, как все это случится – случится именно в деталях. Какими будут эмоции и глаза противников, самой Хармон и других людей, наблюдающих и переживающих все это в различные ключевые моменты – и в этом-то вся радость и состоит. Да, пускай это лишь явное преувеличение, желательная и выглаженная иллюзия (да и вообще такого в жизни не бывает, ну что вы!) – но сама возможность пережить сопричастность тому, что видишь на экране, проникнуться на время сочувствием и расположением к героям, как будто бы все они – живые и реальные люди, дает душе вполне достаточно, так как это убаюкивает и утешает ее – и, пусть ненадолго, а все же согревает. И, прежде всего, ты ощущаешь это через Аню Тейлор-Джой, хотя приходится поначалу и привыкать к ее неформатной, насупленной и несколько кукольной внешности красотки – но, чем ближе к финалу, тем все больше становится она «своей» и понятной, так что нечто светлое и уютное неизбежно проникает в тебя через нее, через ее слишком явные, но долгожданные победы, через отношение друзей, оказавшихся действительно друзьями – через всем нам необходимое и заслуженное личное ее торжество. Не говоря уже об очевидном для каждого ценителя наслаждении при виде проходов Ани по залам отелей, всех ее нарядов, причесок и выражений лица, учитывая, к тому же, что все это – ее заслуга, ее вкусы и ее выбор – так что актрису в целом хочется похвалить сполна. Но и создателей сериала все-таки тоже, раз не разучились еще и по-прежнему снимать – хотя бы и на таком уровне.
Tags: 2020, кино, сериалы, сша, тейлор-джой, фрэнк
Subscribe

Posts from This Journal “2020” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

Posts from This Journal “2020” Tag