Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

20 лучших фильмов 2020 года. Часть первая

Что ж, можно наконец подводить итоги за предыдущий многострадальный год. Хотя, несмотря ни на какие там пандемии, он вышел даже более удачным, чем прошлый – по крайней мере, если смотреть по циферкам. На этот раз формальным критерием отбора был выход фильма в 2020-ом году именно в отечественный прокат (за одним единственным исключением, которое нельзя было не сделать). Четыре русских фильма и три документалки, два мультфильма и два мини-сериала, несколько классических голливудских «сказок» и парочка вещиц, не вписывающихся ни в какие жанры – хочется верить, что список получился не самым ожидаемым и не самым стандартным и чем-нибудь вас, надеюсь, да порадует. Не планировал составлять по старой традиции именно двадцаточку – но оно само так естественно получилось. Начнем потихоньку.


20. Пока мы молоды | While We're Young | Ноа Баумбак | 6

20.jpg

Решил все же прицепить в хвосте поезда этот уже старенький довольно вагон, запоздавший у нас аж на шесть (!) почему-то лет – но не сказать, что не пришедшийся к месту и сегодня. Хотя картины Ноа Баумбака всегда отвечали званию именно что «независимого» американского кино, в котором прослеживаются единая атмосфера и дух, свойственные этому режиссеру. Сразу стоит сказать, что «Пока мы молоды», очевидно, вторичен на фоне явно более остроумной и свободной дилогии с Гретой Гервиг или задушевной и пронзительной «Брачной истории» – и ближе, скорее, к «Историям семьи Майровиц», тем более что здесь и снова развлекает нас любимый постановщиком Стиллер – хотя и не менее любимый Драйвер тоже. А уж Наоми Уоттс и Аманда Сайфред дополняют и без того яркий дуэт до совсем уже ударного и органичного квартета, разыгрывающего перед нами то ли драму, то ли комедию – а, скорее, и то, и другое разом. Бездетная парочка за сорок встречает семейную парочку до тридцати, производящую впечатление людей еще действительно молодых и живущих, открытых всем ветрам и всем попыткам добиться желаемого безо всяких комплексов – что, конечно же, не может не увлечь и не напрячь тех, чья жизнь давно тормозит, лишенная какой-либо непредсказуемости и цветущей романтики юности.

И тут начинается диалог. Диалог поколений, диалог честного, но бесперспективного труда и успешной, но беспринципной предприимчивости с одной стороны – и просто фирменная и легкая баумбаковская болтовня, обмен подколами и мнениями с постоянными брожениями туда-сюда и внутренней динамикой развития характеров от ослепляющей встряски и надежды к отрезвляющему разочарованию и прозрению – с другой. И, наверное, только у Баумбака могла получиться такая милая и симпатичная безделушка с ненавязчивой интеллектуальной ноткой как в выборе увлечений главных героев, так и в их манере изъясняться перед камерой – и только у него ощущаешь под конец эту светлую растроганность, совершенно ни к чему не обязывающую, учитывая, что все это – больше детская забава, и изначально не предполагавшая рассуждать о чем-нибудь серьезном и сообщать нам хоть что-то новое.



19. Банкир | The Banker | Джордж Нолфи | 6



В ряду уже упомянутых голливудских «сказок» фильм Джорджа Нолфи следует с конца первым. Хотя в ряду «правильных» фильмов о геройстве, достижениях или дискриминации представителей черной расы он так же оказался не единственным. Куда более сентиментальный «Просто помиловать» или менее динамичная и увлекательная «Ма Рейни» не сумели пробиться в топ, хотя и честно пытались – но «Банкир» все-таки лучше. Не чуточку оригинальнее или умнее, нет – даже и сколочен-то он примерно из тех же досок. Некоторое преимущество этой истории состоит лишь в том, что она – немного более неожиданная и более драйвовая – но и более при этом выдержанная, хотя и здесь не обойдется без пафосных речей об угнетении и борьбы за счастливое будущее паствы Мартина Лютера Кинга – который где-то там, на периферии, обязательно, конечно, существует. Так как на дворе – 50-ые, и черным парням нечего даже и рассчитывать всерьез пробиться на должности белых и зарабатывать деньги так же, как они – например, занимаясь недвижимостью. Но таки нашелся в истории подходящий случай (основано на реальных событиях, а то), когда один такой амбициозный, находчивый и хорошо умевший считать паренек из бедной семьи решил, что всех уделает, укатил из родного Техаса в перспективную Калифорнию и начал действовать. Отыскав себе подходящего, черного же партнера, он придумал простую стратегию и основал агентство недвижимости. Поскольку мало кто из денежных мешков хотел иметь дело с людьми с отличным от их собственного цветом кожи, партнеры сделали своим представителем знакомого работягу, занимавшегося до того лишь ремонтом и даже не помнившего толком, как умножать и делить в столбик, но зато честного, упорного – и белого, к тому же. Обучив его за месяц тому, как с умным видом рассуждать о процентах, носить костюмы и играть в гольф, они толкнули его к столу переговоров – и не прогадали. Богатство и справедливость (а дома они сдавали черным, переселяя их из гетто) были обеспечены. Но что-то пошло не так – разумеется.

Правда, никакой особой интриги там нет – но вот то, как удачно подобраны актеры, составляет половину успеха как минимум. Серьезного и ответственного трудягу и борца за равные права Энтони Маки, носящего здесь очки – и не лишенного того простого солдатского благородства, что он так убедительно разыгрывал перед нами на пару с Капитаном Америкой – органично дополняет бессмертный тарантиновский шоумен Сэмюэл Л. Джексон, играющий тертого калача и богача, плейбоя и острослова, умудряющегося оказаться при этом порядочным человеком и направить идеалиста-партнера. А уж Николас Холт с этой своей честной и немного потерянной физиономией, вечно слегка шокированный и не в своей тарелке от фиктивности собственной роли – лучшего, в общем-то, и не придумаешь. И на этой веселой троице все кино в реальности и держится, так как искренне симпатизировать им удается без труда, а уж дальше – дело за малым. И это малое – предсказуемое, в меру внятное и простодушное повествование с «добрым» саундтреком той самой типично американской сказки – на экране существует, держится и позволяет досмотреть его до конца, получив то минимальное и сопоставимое с уровнем фильма удовлетворение, какое и вообще в данном случае возможно.



18. Еще по одной | Druk | Томас Винтерберг | 6,5



Несмотря на очевидно удачно выбранную тему, фильм оставляет все же в некоторой растерянности в плане того, как именно воспринимать эту историю. Воспринимать именно по итогу. Так как даже и смеха сквозь слезы здесь все-таки маловато – притом что и совсем надежды и позитивного настроя Винтерберг у нас забирать не хочет, демонстрируя и забавный процесс «проверки» одной сомнительной научной теории, и вполне реальные и бодрящие достижения героев в повседневной жизни – наконец, довольно-таки эффектный и явно способный порадовать всех танцевальный финал. И в этом плане чисто скандинавскую, реалистичную и холодноватую манеру повествования несколько портят голливудские шаблоны, согласно которым очень предсказуемы все ходы и развитие как основного сюжетного конфликта, так и истории с паникующим старшеклассником, неправдоподобно успешно отвечающим на экзамене, стоило лишь накатить ему перед этим для храбрости – да, наконец, и того же самого финала, о котором не так уж и сложно догадаться, увидев еще только первые кадры. Но, в целом, режиссер остается верным духу своей же «Охоты», так что драма оказывается достаточно убедительной и нешуточной – особенно, когда Мадс Миккельсен снова примеряет на себя роль учителя, столкнувшегося с нелегким каждодневным испытанием, последствия которого вовсе не будут такими уж однозначно и по-киношному светлыми. И даже просто наблюдать за его печальным каменным лицом и всей этой неуверенной сдержанностью, сменяющейся иногда всплесками бурного вдохновения, уже доставляет немалое удовольствие и дает повод, чтобы кино это все-таки посмотреть.


17. Гнездо | The Nest | Шон Дуркин | 6,5



Несмотря на то, что ничего такого уж страшного и особенного в «Гнезде» не происходит, фильм с первых же кадров производит впечатление триллера, позволяя и дальше ощущать все нарастающие тревогу и неустроенность внутри одной небольшой семьи, состоящей из папы, мамы, дочки и сына, переезжающих из Штатов в Лондон, на родину отца. А все потому, что он – успешный трейдер, возомнивший, будто его способности и усвоенный в Америке опыт откроют дорогу новым суперуспешным сделкам и долгожданным миллионам, что потекут в его карманы со всех сторон, предоставив наконец-то возможность стать большим человеком и жить на широкую ногу. Притом что глава семьи (кому ж еще играть такого лощеного, улыбающегося и самоуверенного дельца, как ни Джуду Лоу) совершенно не замечает трещины, что образуется не только в отношениях между всеми ее членами, но и в личной жизни каждого из них, что, кажется, еще немного – и приведет к непоправимой трагедии.

И, в общем-то, несмотря на очевидную простоту и предсказуемость в развитии подобного сюжета, режиссеру на редкость здорово удается вовлечь нас в эту неспокойную и становящуюся все более нездоровой атмосферу, когда привычное течение житейского, ничем не примечательного существования впускает вдруг нотку иррационального, когда начинаешь точно так же, как и герои, бояться, отчаиваться – и сидеть как на иголках почти до самого конца. Так как и все отдельные диалоги и эпизоды «Гнезда» достаточно уверенно и постоянно выдерживают нужный тон, из-за чего окунуться в них удастся с головой – пускай даже и мораль сей басни в целом с самого начала ясна или угадывается легко. Но в меру лаконичная и холодноватая подача вкупе с явно удавшимися персонажами (причем всеми четырьмя в равной степени – так что каждому доверяешь и сочувствуешь по-своему) делают это кино совсем неплохим даже и подходящим вариантом на один из недлинных вечерков.

Tags: 2020, винтерберг, дания, джексон, драйвер, кино, лоу, маки, миккельсен, сайфред, стиллер, сша, топ, уоттс, холт
Subscribe

Posts from This Journal “2020” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Posts from This Journal “2020” Tag