Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Categories:

20 лучших фильмов 2020 года. Часть вторая

Едем дальше.

16. Миссис Америка | Mrs. America | Анна Боден, Райан Флек | 6,5



Поначалу я и вообще не думал, что этот сериал пролезет хоть на какое-нибудь место в итоговом топе – но, чем дальше я смотрел, тем все больше понимал, что будет это вполне себе и даже по заслугам. Ожидать чего-то внятного от парочки режиссеров, выпустившей за год до того аляповатую «Капитаншу Марвел», причин никаких не было – и вдруг они выдали нам крайне недурную социально-политическую драму на крайне болезненную и животрепещущую тему. Правда, не уверен, что последнее можно назвать похвалой, так как проблематика «Миссис Америки» способна влегкую затмить те более существенные достоинства, которые, на мой взгляд, имеются в ней прежде всего. Почти пятнадцатилетняя борьба американских женщин за принятие поправки о равных правах, развернувшая еще в конце 60-ых годов, стала, наверное, одной из самых ярких вспышек феминистского движения, чья победа была, на первый взгляд, почти обеспечена, учитывая все его тогдашние успехи и небывалый размах – но господа консерваторы, конечно, как и господа политики, никуда не девались, так что и пошло все совсем не плану и не привело к желаемому результату. Но все это было бы не так любопытно, если бы главный конфликт не разворачивался в сериале именно между женщинами, одни из которых – эдакие «отчаянные домохозяйки» во главе с активисткой консервативной партии, Филлис Шлафли – взялись вдруг отстаивать свой домашний уклад, воспитание детей, брак и прочие семейные радости, другие же – во главе с Глорией Стайнем и прочими лидершами феминисток – свободу женщин во всем, включая оплату труда, аборты, гомосексуальные отношения – в общем, объяснять тут, конечно же, не надо. И схлестнулись дамочки не на жизнь, а насмерть, не желая ни в чем уступать друг другу и действуя по принципу «на войне все средства хороши» – хотя и не каждая с этим соглашалась.

И все вроде бы совершено понятно (а кто-то уже, наверное, скривился и решил дальше не читать и не смотреть), но создателям сериала действительно удалось создать довольно напряженную атмосферу противостояния, вспыхивающего местами за счет эффектных выходок представительниц с обеих сторон – но все же, по большей части, сохраняющего на удивление добротную и ровную, проработанную и полудокументальную манеру повествования, которое кому-то, наверняка, покажется занудным и явно подзатянутым – но жанр этот, и правда, не для каждого. Хотя, если вам нравится в кино стиль журналистского расследования, как в классической «Президентской рати» Пакулы или, скажем, относительно недавнем «В центре внимания», то у сериала есть все шансы привлечь вас общим поэтапным и детальным подходом к рассказыванию истории, где важно не столько то, кто прав, кто виноват – и кто побеждает – сколько самый процесс борьбы и, конечно же – процесс наблюдения за процессом. Потому что в лагерях Филлис Шлафли и Глории Стайнем все обстоит далеко не так благополучно, и внутренние конфликты, противоречия, очевидные в некоторых случаях недопонимание, эгоизм и слепота раздирают их и постоянно смещают приоритеты, вовсе не устраняя человеческий фактор ради шаблонно-крикливого торжества идеологии, но, наоборот – стараясь показать, что пропагандируемые позиции не всеобъемлющи, не однозначны и не стоит принимать чью-либо сторону сразу, защищая своих с пеной у рта и поливая противников грязью. И, в общем-то, все было бы даже и совсем неплохо – но авторам «Миссис Америки», увы, не удалось выдержать полной беспристрастности, причем не столько в плане драматургическом или стилистическом – сколько в живописании характеров и лиц, в которые мы поочередно, в течение девяти серий, вглядываемся и вникаем, перебрасываясь из лагеря в лагерь – так что уже ближе, наверное, к середине все становится предельно понятно.



Скажу честно, я совершенно не в теме и не знаю ничего о реальной подоплеке и о контексте, как и о личностно-идеологическом правдоподобии происходившего когда-то в Соединенных Штатах Америки – и все же очевидно, что лидерши феминистского движения с самого начала вызывают куда большие симпатию и сочувствие, выступая перед нами целой армией разнообразных, живых и вполне понятных в своей обеспокоенности личностей, которые честно и отчаянно борются против того, что считают несправедливым – и что лишь с трудом можно угадать в намерениях «орлов» госпожи Шлафли. Их упертая, несгибаемая и по-своему одаренная предводительница вдохновляет хозяюшек показать себя и выйти на сцену, противопоставив наглым и беспринципным феминисткам свои вековые семейные устои, угодные самому Господу Богу – правда, кажется, не так уж и рвущиеся у хозяюшек наружу, из-за чего складывается ощущение, будто они раскудахтались просто от скуки, либо от глупости – так что и вся их суета, все попытки изображать из себя благородных охранительниц истинно американских и даже вечных ценностей, в большинстве своем – очевидная поза. Хотя наибольшую неприязнь вызывает, как ни странно, сама Филлис (великолепно сыгранная Кейт Бланшетт, вот уж действительно), которая, чем дальше, тем все больше кажется фальшивой, прагматичной и горделиво одержимой идеей сопротивления, имеющей в основе своей лишь банальные и нереализовавшиеся амбиции, но, что самое забавное – именно уверенность в своих способностях и силах, в возможности сделать политическую карьеру и преуспеть не меньше, чем ее собственный муж, да и остальные мужчины – в общем, такие желания и позиции, которые совершенно естественно можно назвать феминистскими.

Поэтому, прямо скажем, печально, что действительно важные консервативные ценности «оберегаются» здесь такими сторонницами, которые почти с очевидностью заставят всех наблюдателей болеть за либеральных «освободительниц», в чьих светлых головушках обитает, конечно, немало справедливости и здравого смысла – но вот подлинных глубины и широты, подлинной ясности и понимания проблемы все-таки катастрофически и явно не хватает. И, хотя в части раздачи медалек за заслуги и понесенные страдания финал оказывается умнее и слегка тоньше, чем ожидаешь от него по последним сериям, почти не остается сомнений, на чьей именно стороне оказывается по-голливудски простодушное и понятное всем «добро» (взять хотя бы и мелодии, которые сопровождают определенных героинь, или ракурсы, с которых мы на них смотрим), да и на чьей стороне теперь вся современная и «прогрессивная» Америка – и такая же современная и «свободная» Европа. И сложно упустить из виду тот факт, что именно такая тема была именно сейчас (в прошлом году) и затронута. Но, так или иначе, сериал этот я все же порекомендовать могу. Он достаточно неглуп, чтобы не навязывать чего-либо совсем уж откровенно – да и как запечатленный на экране срез эпохи, пускай и касающийся лишь одной только конкретной тематики, вполне себе убедителен и привлекателен по духу. А уж кто именно получит или заслужит в итоге звание «миссис Америка» пусть каждый решает для себя самостоятельно – и по тому, как подсказывает совесть.



15. Девушка, подающая надежды | Promising Young Woman | Эмиральд Феннел | 6,5



Первые кадры этого фильма настраивают на довольно легкомысленный и дурашливый лад, так что ожидаешь ты не самой ударной, но все-таки забавной и симпатичной, наверное, черной комедии, за которой не без удовольствия можно время на вечерок скоротать. В полнометражном дебюте Эмиральд Феннел проглядывают даже некоторые узнаваемые молодежные нотки из прошлогоднего художественного дебюта Бо Бернэма, которого она позвала здесь на одну из главных ролей – и явно с этим не прогадала. Глядя на то, как он, такой положительный и юморной, так мило и располагающе подходит в кафе к героине Маллиган, чтобы завязать мгновенно узелки вполне ожидаемой ромкомной нити, тебе кажется, что ты уже знаешь (хотя бы примерно, в общих чертах догадываешься), что же будет происходить дальше, в какие именно стороны сюжет, как и героев, будет качать, на чем режиссер сумеет сыграть, чтобы завлечь публику – и успокаиваешься. А зря. Потому что «Девушка, подающая надежды» – настоящие американские горки, где на очередном вираже ты начинаешь почти невольно вопить от восторга, но тут вдруг очередной и неожиданный подъем – и тебя швыряет уже совершенно в другую сторону. А вернее – в другой жанр, так как комедия, драма и триллер никак не могут договориться между собой, кому же все-таки принадлежит этот аттракцион – и кто же им по сценарному замыслу рулит.

В итоге, в истории мести всему мужскому полу от лица одной очень привлекательной, но крайне непредсказуемой девушки, находится место и саспенсу, и любви, и музыкальным номерам, но главное – совершенно очевидному режиссерскому кайфу и довольно-таки эстетскому и фееричному трэшу, в который кино это, в конечном итоге, и скатывается. И это не совсем критика, хотя и не вполне похвала – но просто констатация факта. Неожиданные и сменяющие друг друга ракурсы то с намеренно смещенным центром, то до невозможности идеальные, словно в каком-нибудь фильме Уэса Андерсона, такие же яркие, как и у него, оттенки и цвета интерьеров и бесчисленных нарядов, в которых щеголяет главная героиня, умелое нагнетание напряжения, когда местами становится реально жутко, но все оказывается преувеличенным (хотя не всегда и не совсем), но главный козырь – конечно же, неподражаемая Кэри Маллиган, которая как никто умеет быть одновременно милахой и стервой (вспомните хотя бы ее роль в «Льюине Дэвисе» у Коэнов), а здесь еще – вдобавок и маньячкой. И нельзя сказать, что это такой уж спойлер, так как финал вы все равно ни за что не разгадаете – а, когда подумаете и осознаете, что разгадали и сделаете уже окончательные выводы, поймете, что поторопились опять.


Но, если пытаться все же как-то подытожить, я бы сказал, что все это – просто откровенная издевка, хотя эмоционально и сильно действующая, так как ты принимаешь все куда серьезнее, чем стоило бы – но постановщица, и впрямь, ловко подталкивает нас к тому, чтобы переживать все по-настоящему, пребывая в неизвестности относительно того, что же случится дальше – хотя тревожные звоночки и начинают уже в определенный момент звучать практически отовсюду. В общем, «Девушка, подающая надежды» оказывается реально бодрым и не самым тривиальным миксом из жанров, имеющим, тем не менее, свою внутреннюю динамику и логику – но никак не претендующим на какое-то цельное и внятное высказывание уж точно. Так как это – скорее, диковатая и немного жестокая для доверчивого зрителя игра, неплохая эмоциональная встряска – и просто увлекательный киноэкспириенс, от которого пребываешь потом в некотором шоке, не зная смеяться ли в итоге или возмущаться, но главное, понимаешь, что сделано все довольно-таки стильно – так что и впечатление остается ярким.
Tags: 2020, бирн, бланшетт, боден, бэнкс, бёрнем, кино, кулидж, маллиган, сериалы, сша, топ, феннел, флек
Subscribe

Posts from This Journal “2020” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Posts from This Journal “2020” Tag