Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Categories:

20 лучших фильмов 2020 года. Часть третья

Продолжаем.

14. Волколаки / Легенда о волках | WolfWalkers | Томм Мур, Росс Стюарт | 6,5



Новое мультипликационное творение Томма Мура напоминает собой эдакую смесь «Как приручить дракона» и «Принцессы Мононоке», с уклоном больше в развлекательно-шаблонный характер первого – но не лишенного и самобытной прелести и яркой выдумки второго. Вполне типичная история противостояния и постепенного узнавания друг другом двух разных миров, несет нам простую, но не стареющую мораль о том, что не все называемое враждебным и опасным является таковым на самом деле – и что дружба, взаимопомощь, как и просто попытки понимания чужого, всегда лучше слепой и навязанной ненависти к нему, не желающей разбираться ни в чем. И девочка Робин, ставшая волей случая посредником между миром людей и миром волков, узнает, насколько же интереснее и иначе устроено все то, что было скрыто прежде пеленою легенд и городских песенок, а также высоких стен и ворот, сделай только шаг за которые – и непоправимое случится точно. Со всеми свойственными ей детской настойчивостью, искренностью и добротой она борется за новую истину, встречая кругом лишь непонимание и открытую враждебность – и все же правда, в конечном итоге, восторжествует. В этом не приходится и сомневаться, так как и с самого начала понятно, что никакой чрезмерной суровости и жестокости здесь не будет, зато приключений и волшебства – сколько душе угодно.

И если рисовка мультфильма в целом может показаться простоватой и довольно условной (хотя тех, кто видел «Песнь моря», это вряд ли хоть сколько-нибудь смутит), то мир духовный, или же мир духов, в отличие от мира материального и привычного человеческому глазу, местами просто завораживающе прекрасен и неожиданен по визуальному восприятию того, кто впервые оказывается в нем, полагаясь не столько на зрение, сколько на обоняние и чрезвычайно обострившийся слух. В общем, что такое быть волком, жить и развлекаться по-волчьи вы узнаете почти что изнутри. А покоряюще забавные и непохожие друг на друга характеры двух подружек, как и их отношения с родителями, заставят полюбить этих героев и этот мир еще больше, учитывая и его исключительно кельтский средневековый колорит, полный своих уникальных фантазий и образов, включая также и все прелести разговорной речи ирландцев, но в особенности – внешний вид двух обитательниц леса, чьи пышнейшие прически – во всех смыслах огонь. И, даже несмотря на свой детский и все же явно поверхностный подход, «Легенда о волках» наполняет сердце и душу тем уже знакомым томлением и стремлением к чему-то сказочному и древнему, что, кажется, и до сих пор сокрыто в непознанных глубинах природы и мира – и краешек этой удивительной и желанной тайны приоткрывается нам на экране снова. И, даже глядя на него, понимаешь, насколько же приземленным и грубым бывает наше обыденное восприятие – но насколько стремится при этом наша душа жить свободно, радостно – и в полной гармонии с миром и всеми его созданиями. За это чувство и напоминание о важнейшем уже хочется поблагодарить авторов.



13. Грейхаунд | Greyhound | Аарон Шнайдер | 6,5



Как и в случае «Хода королевы», могу сказать, что давненько я уже не видел такой простодушной и достаточно добротной патриотической истории, снятой совершенно в американском духе – и в лучших традициях «Спасти рядового Райана» и Спилберга вообще, который запросто мог бы и сам приложить к такому руку – но вместо него нашелся человек не хуже. А именно – экранная совесть всея Америки с простым, честным и правильным лицом мистера Тома Хэнкса, который собственноручно написал сценарий по такой же, видимо, правильной и честной американской книжке, воспевающей подвиг бравых моряков и их отважного капитана, состоявших в конвое торгово-продовольственных судов, что во времена Второй мировой войны, страшно рискуя собой, несли британским союзникам не только моральную – но и самую что ни на есть практическую и материальную поддержку. Притом что поддержка с воздуха была ограничена дальностью полетов и количеством топлива у самолетов – а поэтому и каждый раз, на несколько дней, флотилия оставалась один на один с немецкими «волками»-подлодками. И тому, как флагман «Грейхаунд» защищал своих и сражался с противником, фильм собственно и посвящен.

И, безусловно, если отбросить весь очевидный пафос, прямолинейность и драматургическую недалекость подобной картины, смотреть ее будет очень даже увлекательно, так как события расписаны буквально по часам (что вкупе с холодноватым и суровым стилем отсылает нас к недавнему «Дюнкерку»), а взаимодействие членов экипажа, вызубренное и отлаженное, но дающее понятные эмоциональные сбои, не позволяет отвлекаться почти ни на минуту, напоминая уже больше «Багровый прилив» или «Подводную лодку» Петерсона, демонстрировавшую весь аналогичный процесс как раз со стороны противника. Который в этом фильме – не более, чем зловещие и продолговатые силуэты с зубастыми хищниками на корпусах, да короткие радиосообщения безоговорочных и чисто киношных нацистов-злодеев, очень мило сообщающих американцам, что все они обязательно умрут. Поэтому, шаблоны, по которым снят «Грейхаунд», не выдерживают, конечно, никакой критики – но за счет того, что кино идет полтора часа и не пытается вдаваться слишком ни в сентиментальность, ни вообще во что-нибудь войне постороннее, посмотреть его вполне себе можно, если хочется нормального голливудского кино про храбрых мужиков, выполняющих по совести свой долг – но без особого надрыва и показухи. Хотя, в целом, есть ощущение, что такие фильмы и истории уже устарели – как устарел и постарел поневоле и сам Хэнкс, пускай он даже и явно старается и образу своему, как и раньше, соответствует. Но «американское» – синоним теперь чего-то совершенно и ужасающе иного, а не того, что показывают в «Грейхаунде» – и не того, что символизирует актер.



12. Дорогие товарищи! | Андрей Кончаловский | 6,5



Кончаловского, конечно, здорово бросает. В прошлом году снимал про Микеланджело, а теперь вот – про забастовку в советском Новочеркасске. Хотя, конечно, он не так поверхностно-развлекателен, как популярный нынче Быков, чей «Завод» тут тоже поневоле вспоминается. Так как Андрей Сергеевич все же не утратил бывший некогда талант – и положенное кинематографическое мастерство, и даже неслабое довольно-таки эстетство демонстрирует нам здесь сполна. Впрочем, сейчас и вообще повелось стилизовать все истории о прошлом с помощью лощеной и мягкой черно-белой картинки, особенно, если еще со статичными планами – да чтобы видно было, как отдельные пылинки кружатся в утреннем свете. Но как таковой поэтики и выпендрежа в «Дорогих товарищах!» не так уж и много. Проползет по идеально белой стенке чернющий, как уголь, таракан, покажут собаку в кустах с кучкой новорожденных, слепо тыкающихся носами щенков – вот, собственно, и все. В остальном же режиссер пытается рассказать конкретную и довольно быстро вовлекающую в себя историю. Историю о том, как адепты светлого коммунистического будущего столкнулись вдруг с ситуацией откровенного недовольства и полного непонимания их взглядов и политики – так как и внутри-то все давно в этой системе насквозь прогнило и обречено было однажды рухнуть. Да и чего ж тут хотеть, когда по телевизору показывают Хрущева, приезжающего к восторженно светлым советским детишкам – в то время как в уголках более безразличных и удаленных спокойно себе повышают цены на продукты первой необходимости, урезая при этом зарплату у рабочих? И тут, конечно, поиронизировать бы над замечанием главной героини (что при Сталине-то, мол, цены каждый год понижались), но суть не в этом – а в том, как сама она меняется к концу.

Приехавшей и собравшейся молниеносно комиссии заявляет сначала уверенно, что всех этих бунтарей, пьянчуг и разгильдяев немедленно арестовать и судить, а уж зачинщиков – так и вообще к высшей мере наказания призвать. Но потом вдруг среди толпы оказалась родная дочка, затем пропала, а по толпе стреляли, и было немало трупов – и мировоззрение полностью и шокирующе меняется. И в этом плане Кончаловскому удалось неплохо уловить тот дух безумия и неразберихи, запугивания, двуличия и вопиющего обмана, что царствовал, конечно, не только в рамках этой отдельно взятой ситуации – но и в масштабах всего нашего необъятного и «счастливого» тогда государства целиком. И тем приятнее видеть среди персонажей немного сказочного капитана-кгбшника, вдруг начинающего вполне искренне и по-человечески, с ущербом для себя, помогать главной героине – и даже отправляющегося с ней в рискованную поездку за пределы города, хотя он заблокирован вдоль и поперек, так что и мышь при желании не проскочит – но невинная девушка, потерявшаяся и оказавшаяся, может быть, жертвой страшных обстоятельств, важнее и понятнее, чем вся эта гнусная система – и воплощает в себе то, за что бороться единственно и надо. И вся эта поездка, и разговоры между двумя этими представителями советского режима – пожалуй, самое удавшееся и согревающее, что только есть в фильме режиссера, не сказавшего, по сути, ничего хоть сколько-нибудь нового. Но как очередная попытка вернуть нас в ту во многом жуткую и невероятную эпоху, показав кусочек именно реальной жизни на фоне неизменных лозунгов и оболванивания народа – вполне себе неплохо и просмотра заслуживает.



11. Доктор Лиза | Оксана Карас | 6,5



Елизавета Петровна Глинка – основательница международной общественной организации «Справедливая помощь», оказывающей материальную поддержку смертельно больным, нуждающимся и бездомным – погибла в авиакатастрофе в 2016 году, оставив по себе светлую память тысяч людей и несколько документальных фильмов, снятых еще при ее жизни – а теперь вот есть и художественный. Вышел он, безусловно, интересным и довольно-таки живым – хотя и удался далеко не во всем. Доктор Лиза в исполнении Чулпан Хаматовой – почти что современная святая, чей единственный показанный нам здесь, но вполне привычный для нее день начинается с бесконечных забот, попыток успеть сразу в несколько мест, добыть морфин для умирающей девочки, избежать наказания от бдящих не всегда к месту государственных органов, там и тут выслушать, убедить и договориться, запомнить и выполнить несколько обещаний, после чего вернуться домой к мужу и приехавшим ее навестить детям, отметив годовщину свадьбы – с тем, чтобы завтра с утра все повторилось снова. И несмотря на то, что существует она в пространстве чисто киношном, перед нами – вполне типичная и узнаваемая картина матушки России, где нормой являются вовсе не упертые и честные одиночки, проявляющие заботу о людях, как незабвенный герой «Аритмии», но бездушная и отлаженная система из винтиков, что поворачиваются лишь туда или сюда, в зависимости от того, как именно их закрутили – и никаких тебе жалости и компромиссов, никакого понимания и снисхождения нисколько. Правда, не каждый и не каждая в этой системе настолько уж плохи и явно безнадежны – но, в целом, нарисованная за пару часов картина и вновь поражает той немыслимой достоверностью в мелочах, акцентах и характерах, будто ты и сам был свидетелем чего-то подобного, либо готов поручиться, что иначе быть не могло и в принципе – так как это у нас в крови.

При этом, несмотря на всю правду-матку, работа Оксаны Карас – одна из самых светлых и воодушевляющих среди всех прошлогодних картин, почти что сказка, которые вообще-то у нас не умеют, в отличие от Голливуда, снимать и хоть сколько-нибудь убедительно подавать – но здесь, как мне кажется, попытка почти удалась. Говорю «почти», так как художественной убедительности фильму хватило все-таки не везде. Где-то получилось чересчур гладко, где-то слишком условно, где-то сюжетные совпадения кажутся откровенно удобными и очевидно притянутыми за уши – не говоря уже об истории исправившегося следователя, чья личность как раз-таки была сценаристами выдумана для вполне понятного сказочного воздействия – без которого, впрочем, никуда. Да и, на самом деле, совсем не поддаться ему, совсем не поверить, будет довольно-таки сложно. Потому что Доктор Лиза – несомненный образец Человека с самой большой буквы. Человека с распростертой душой и безотказным любящим сердцем, для которого все разговоры о том, зачем тебе эти бомжи, зачем эти люди, зачем помогать им, пусты и бессмысленны на уровне даже эмоциональном, не говоря уже о принципиальной и этической стороне вопроса, ответа на который (если быть с собой абсолютно честным) мы не можем, конечно же, не знать и не понимать – но вот найти в себе силы, признать, действовать и постоянно не забывать об этом мы с вами попросту не в состоянии. А вот она – да. Для нее это – сама жизнь. И все слова, все интонации, все поведение Чулпан Хаматовой на экране – невероятные лично для меня радость и благодарность, доказательство повседневности чудес и недостижимой, как кажется на словах, любви – и просто образец для подражания. Тем более, что выручает заметно и юмор, так что на фоне любой беды и даже самого страшного горя найдутся обязательно и поводы для смеха (а местами – так и просто гомерического хохота), причем с настолько уникальным и непередаваемым отечественным колоритом, что и в очередной раз вспомнишь свою родину с доброй улыбкой – а не только про то, что пьянствуют, хамят да воруют.
Tags: 2020, великобритания, высоцкая, ирландия, карас, кино, кончаловский, мур, россия, сша, топ, хабенский, хаматова, хэнкс, шнайдер
Subscribe

Posts from This Journal “2020” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “2020” Tag