Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

20 лучших фильмов 2020 года. Часть шестая

И, наконец, тройка лучших.

3. Хелтер Скелтер / Helter Skelter: Американский миф | Helter Skelter | Лесли Чилкотт | 7,5



Война во Вьетнаме, первый полет человека на Луну, демонстрации и бунты студентов и чернокожих, хиппи, ЛСД, начало эпохи Нового Голливуда в кинематографе – все это конец 60-ых, один из самых памятных и насыщенных периодов в американской истории, завершившийся кошмарным и известным событием, о котором Квентин Тарантино снял свой «Однажды в Голливуде». Убийство Шэрон Тейт и нескольких ее друзей (за которым последовало еще два), по словам авторов этого фильма, навсегда изменили Лос-Анджелес и солнечную Калифорнию. Хотя «Helter Skelter» повествует нам не только об этом – но и обо всей истории Чарльза Мэнсона, начиная, как полагается, с детских лет. О том, как формировались его мировоззрение, его одержимость и жестокость, страсть к музыке и манипулированию другими, о том, как образовалась его «семья», что за люди были участниками и членами этой секты, какие отношения были у Мэнсона с барабанщиком и вокалистом группы The Beach Boys, какие послания различал он в «Белом альбоме» Битлз, что называл «Хелтером Скелтером» – и как случилось в деталях то, от чего великодушный и ностальгирующий мечтатель Квентин избавил нас финалом своей последней работы.

Шестичасовой мини-сериал впадает иногда в некоторые самоповторы и чрезмерное разжевывание того, что зритель и так уже, наверняка, запомнил – но, в целом, это чрезвычайно добротная и довольно-таки виртуозная для документалки работа, совмещающая архивные выступления, фотографии, рисунки и записи с моделированием и художественным достраиванием некоторых ситуаций с помощью современных кадров и антуражей тех мест, а также интервью (включая и членов «семьи») и актеров, столь органично вписывающихся в сложное, но гармоничное для взгляда смотрящего монтажное полотно, что нельзя не оценить именно режиссерскую работу создателей сериала, почти не заставляющую нас скучать, но, напротив, все больше проникаться и интересоваться – и немножко, конечно же, ужасаться. Не последнюю роль играет здесь и саундтрек в стартовых титрах, создающий таинственно-неуютную атмосферу, что лишь еще больше помогает втянуться в следующий за ними рассказ, да и вообще – во всю эту историю. Впрочем, как такового страха здесь почти не возникает. Поражает, скорее, то, насколько одновременно жалкой и демонической фигурой являлся и является Мэнсон, по-прежнему волнующий людей, притом что он недавно умер, хотя и добился все-таки того, о чем так мечтал всю жизнь, а именно – всемирной известности. Но взглянуть на Романа Поланского, Шэрон Тейт, а также и на многие другие более симпатичные и знакомые лица из тех времен будет тоже, я думаю, приятно – не говоря уже о том, чтобы погрузиться в саму атмосферу конца 60-ых, которую тот же Тарантино передал лишь в форме очень поверхностной и слабоватой стилизации. Хотя вполне возможно, что после этой документалки вы сможете по-настоящему оценить тот жест и порыв, что вложил он в беззаботную концовку фильма, пустовато-благостную художественно и на поверхности – но такую радостную и прекрасную на деле.


2. Душа | Soul | Пит Доктер, Кемп Пауэрс | 7,5



Писал о мультфильме коротко вот здесь.


1. ДАУ. Вырождение | DAU. Degeneration | Илья Хржановский, Илья Пермяков | 7,5



А звание условно лучшего заслужил все-таки один из фильмов скандального проекта Ильи Хржановского, о котором (для тех, кто не в теме) можно почитать, например вот тут. Вопрос моральной допустимости таких экспериментов мы отложим здесь лучше в сторону, так как это тема для отдельной статьи – хотя могу сказать однозначно, что некоторые эпизоды даже только и этого фильма реально шокируют своей натуралистичностью и таким подходом режиссера, который явно не предполагал считаться с желаниями участников и обеспечивать им психологический комфорт. Если же попробовать обратиться к «сюжету» «Вырождения», то обозначить его окажется проблематичным. В центре этой и всех остальных картин из проекта Хржановского – творчески воссозданный им в гигантских масштабах научный советский институт, в котором работал некогда знаменитый физик Лев Ландау, чьей биографии вся эта задумка, условно говоря, и посвящена. Так как, за исключением него, в разных фильмах есть и масса других, на первый взгляд, совершенно рядовых и обычных – но, в то же время, и очень странно, почти ирреально смотрящихся историй и персонажей. Так, например, в «Вырождении» директором института является просто гениально-мерзкий тип и демагог с характерной сладенькой улыбочкой, чья откровенная бездарность как ученного и руководителя уравновешивается только его феерично легкомысленной и беспардонной наглостью, с какой он пользуется служебным положением, занимаясь исключительно домогательствами дамочек, приглашаемых на должность секретарш. На смену же ему приходит бескомпромиссно жестокий, но умный и расчетливый тиран в лице генерала-лейтенанта КГБ (причем играет его реальный генерал КГБ с тем же самым именем – как, впрочем, обстоит дело и со всеми прочими героями фильма), начинающий наводить в учреждении порядок, применяя свои драконовские «коммунистические» меры. Что, правда, и все равно не имеет смысла, так как институт давно уже превратился в Содом и Гоморру и заслуживает одной лишь только незамедлительной кары – что в лице нескольких засланных туда казачков и явит себя в молниеносном финале.

Бухающие сотрудники буфета, дегенеративные эксперименты над людьми и животными, в том числе – и с участием иностранных гостей, допросы студентов-практикантов в лучших традициях родного КГБ – об этом можно говорить долго. Как и вообще обо всем, что происходит и говорится в «Вырождении», где некоторые темы и идеи заслуживают, пожалуй, отдельного внимания – но главное здесь другое. А именно – то, насколько стираются в фильме всякие границы между докьюментари и мокьюментари, так как, хотя почти во всех сценах возникает ощущение некоторой постановочности (но больше, наверное, из-за окончательного монтажа), в целом, все это производит впечатление абсолютной и просто фантастической естественности в том, как эти люди ведут себя и как говорят, какие делают паузы и жесты – в общем, все с налетом того максимально правдоподобного жизненного несовершенства, которого искусство всегда избегает. И именно эта совсем не литературная повседневная корявость и делает фильм настолько живым и убедительным документом. Правда, документом внутри ни на что не похожего и замкнутого в себе мирка, чей постепенный процесс разложения передан его участниками предельно, до жути реалистично и в таких деталях, каких, я думаю, нельзя было бы добиться, если бы эксперимент Хржановского не приобрел столь колоссальных масштабов и такого уровня вживания в образ, словно в советском реалити-шоу – которого, впрочем, никогда не могло бы и существовать. Но благодаря достойному и продуманному (по крайней мере, в случае «Вырождения) отбору материала все это превращается в ранее не виданное (как по мне) экранное представление и зрелище как с точки зрения эстетики и атмосферы, так и в плане зрительского погружения и узнавания законов сформированной вселенной, лично для меня – совершенно, по сути, адской.


В том плане, что переживать в течение шести бесконечных часов (которые я и то разделил еще на несколько приемов) вроде бы такие невыразительные и незначительные сюжетно события оказывается неслабым испытанием для твоего рассудка, хотя, в определенном смысле – и кайфом, какой испытываешь, наслаждаясь уже упомянутой и немыслимой натуральностью героев, которые совсем и не герои – но именно что люди, после того, как проведешь с ними всего лишь пару экранных часов, от чего становится даже не по себе. Хотя самое поразительное и необъяснимое для меня явление – это то, что наблюдать за ними ни капельки не скучно и что все происходящее в фильме не кажется вообще-то надуманным. Фантасмагоричным, диким, кошмарным – но и очень интересным все-таки. Конечно, большим художественным разнообразием «ДАУ» похвастаться не может (по сути, это лишь камера, следующая за людьми – проще простого), да и идет конкретно этот фильм слишком уж и рискованно долго – но, в конечном счете, я не могу вспомнить другого столь же неожиданного и оригинального опыта в кинематографе последнего десятилетия (не считая «Святых моторов», третьего «Твин Пикса» и фильмов вроде «Бердмена», снятых одним дублем), который бы оставил ощущение, что это того стоило – несмотря даже на то, что, в целом, кино как искусство до предела истощилось и прибегает уже к любым экспериментам и приемам, что призваны как бы разнообразить мир и раскрыть нам новые стороны восприятия реальности, хотя чаще всего получаются занудство и фигня, довольно, может быть, многозначительные – но крайне при этом и невнятные. Поэтому переоценивать и восхвалять задумку Хржановского явно не стоит – да и не совсем понятно, если честно, как вообще к подобному относиться. Потенциально и сиюминутно это может вызывать некоторый энтузиазм, провоцируя громкие слова о том, что есть еще куда кинематографу расти, есть что раскапывать и осмыслять в жизни – но, спустя время, придет, боюсь, всегдашнее разочарование и понимание, что этого недостаточно – и что все оно все равно не то.
Tags: 2020, доктер, кино, россия, сериалы, сша, топ, хржановский, чилкотт
Subscribe

Posts from This Journal “2020” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments