Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Categories:

Формула чуда



Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно... Эти слова из песни волшебника в «Обыкновенном чуде» как нельзя лучше характеризуют весь стиль и фильмографию Марка Захарова, хотя и ознакомился я с ней только частично. «Обыкновенно чудо» – это, и правда, чудо, эффектное и красочное представление, необычайный полет воображения. Сказку Шварца я не читал, но первоисточник явно сыграл режиссеру на руку, так как от уморительнейших и абсурдных диалогов не можешь прийти в себя ни на минуту. Наверное, для кого-то это – прежде всего, романтическая и веселая история, но меня восхитило и обратило на себя внимание другое. А именно – чисто эстетическая сторона дела. Никогда бы не подумал, что в конце 70-ых у нас умели снимать так неожиданно сложно и смело – так что и на Западе, мне кажется, вполне могли бы оценить. Хотя сначала почти не можешь выносить всей этой молниеносной смены кадров и фантазий, песен и реплик, накладывающихся и вытесняющих друг друга с какой-то почти издевательской и настырной небрежностью – но, на самом деле, никакой дисгармоничности и случайности здесь нет.

Напротив, у Захарова просто потрясающее чутье на то, как воплощать на экране безумный и бурлескный дух, складывающийся и из сложных мизансцен и переходов, и из отдельных фразочек и странных взглядов, производящих совершенное особое впечатление при нужных ракурсах и при нужном музыкальном сопровождении. Хотя, в принципе, главная фишка и прием режиссера – это просто не давать нам никакого продыху. Каким бы диким и сумбурным ни казалось все происходящее на экране, сама динамика событий увлекает и будоражит вне зависимости от слов и сюжета – с которым благодаря Шварцу, опять же, проблем нет. Как нет их и в отношении характеров и актеров, которыми ты или постоянно любуешься – как, например, крупными планами Евгении Симоновой – или помираешь со смеху от самого их присутствия (особенно в случае с Леоновым и Мироновым). А уже упомянутая песня волшебника звучит у меня с тех пор в голове беспрерывно.

Чуть меньше, но примерно за то же понравилась мне и «Формула любви». После этого я еще больше увидел в Захарове нашего персонального советского Феллини, сходство с которым наблюдается здесь не только в общей карнавальной и клоунской атмосфере – но даже и в некоторых элементах финала, будто бы отсылающего нас к «Восьми с половиной». Снова и романтично, и очень весело (дуэт Абдулов-Фарада это нечто), немного бредово и чудно, и целый ансамбль актеров, и вспышки фантазий, и музыкальных номеров. Но главное, что присутствует эта трогательная, наивная и все-таки положенная сказочная доброта, квинтэссенция которой – эпизод с маленькой девочкой, обращающейся к «дедушке Калиостро». Внезапные улыбки, радость и всеобщее примирение, только вместо феллиниевского хоровода – коллективный деревенский портрет. И да, основной мотив, а также неподражаемое «uno momento» тоже теперь долго не выветрятся.
Tags: абдулов, захаров, кино, купченко, леонов, миронов, ссср, фарада, это все мое родное, янковский
Subscribe

Posts from This Journal “это все мое родное” Tag

  • Фруза и девчата на своем сене

    И коротко о всем прочем советском и российском, просмотренном за это время. «Девчата». Удивительная девственная чистота, открытость,…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • Белые лебеди в Пенькове

    Продолжаем. Как любопытно все-таки перемещаться между десятилетиями, все дальше и дальше заглядывая в прошлое и продолжая знакомиться с…

  • Доживем до тихих зорь

    Продолжаем. После Захарова и 80-ых «Доживем до понедельника» Ростоцкого воспринимается как настоящий глоток воздуха. Душевная…

  • Те самые двенадцать стульев, которые убили Свифта

    Еще по фильмам Марка Захарова. Стыд и позор, но «12 стульев» я посмотрел только сейчас, а версия Гайдая пока впереди. И тот факт, что…

  • Курьер из города Зеро

    Недавно снова взялся за восполнение своих пробелов в советском и российском кинематографе. А они у меня просто огромные. И, чтобы все это не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “это все мое родное” Tag

  • Фруза и девчата на своем сене

    И коротко о всем прочем советском и российском, просмотренном за это время. «Девчата». Удивительная девственная чистота, открытость,…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • Белые лебеди в Пенькове

    Продолжаем. Как любопытно все-таки перемещаться между десятилетиями, все дальше и дальше заглядывая в прошлое и продолжая знакомиться с…

  • Доживем до тихих зорь

    Продолжаем. После Захарова и 80-ых «Доживем до понедельника» Ростоцкого воспринимается как настоящий глоток воздуха. Душевная…

  • Те самые двенадцать стульев, которые убили Свифта

    Еще по фильмам Марка Захарова. Стыд и позор, но «12 стульев» я посмотрел только сейчас, а версия Гайдая пока впереди. И тот факт, что…

  • Курьер из города Зеро

    Недавно снова взялся за восполнение своих пробелов в советском и российском кинематографе. А они у меня просто огромные. И, чтобы все это не…