Владимир Соколов (mr_henry_m) wrote,
Владимир Соколов
mr_henry_m

Category:

Те самые двенадцать стульев, которые убили Свифта



Еще по фильмам Марка Захарова. Стыд и позор, но «12 стульев» я посмотрел только сейчас, а версия Гайдая пока впереди. И тот факт, что я давно уже успел наслушаться похвал и цитат из Остапа Бендера, не то чтобы все испортил, но свежести зрелищу не придал уж точно. Не сказал бы, что в этом фильме прослеживается стиль более позднего Захарова, но форма повествования, так или иначе, оригинальная и забавная, хотя в чем-то одновременно и раздражающая. Разрушение четвертой стены – это плюс, но все-таки закадровый комментарий слишком много отбирает у визуала и вообще слишком литературен. Миронов и Папанов, конечно, отжигают по полной, а все действие так вообще держится, в основном, на одном Остапе – так как без виртуозного нахальства и изобретательности «великого комбинатора», а также его сногсшибательно-убедительной внешности предприятие Кисы Воробьянинова не сдвинулось бы и с мертвой точки. При этом сюжет очень затянут из-за чрезмерного разжевывания и освещения второстепенных персонажей и линий, плюс довольно однообразные фантазии главных героев – да и с общей атмосферой фарса наблюдается здесь явный перебор. Без здоровой и всегда необходимой доли реализма происходящему на экране просто совсем перестаешь верить. Так что смотрелось местами увлекательно и даже уморительно до слез – но гармоничного и цельного произведения все-таки, увы, не получилось.

Что же касается «Мюнхгаузена», «Свифта» и «Убить дракона», то здесь все обстоит еще печальнее. Возможно, в этом сказываются моя ограниченность и неумение понимать определенный юмор и определенный «авторский» стиль, но самый популярный и признанный у Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» выглядит и звучит для меня просто как пулеметная очередь из не всегда удачных даже самих по себе гэгов, которые почти никак на тебя не воздействуют из-за отсутствия какой бы то ни было привлекательной и внятной эстетики – что все-таки выручала, например, в случае старых голливудских комедий Капры, Хоукса или Кьюкора, где с восприятием шуток как таковых тоже возникали проблемы. Тем более, что качеством пленки и большими средствами советское кино того периода и вообще не могло похвастаться. Поэтому скучно – и все тут. Разве что, как во многих комедиях Вуди Аллена, умом ты сознаешь и признаешь, почему и где нужно смеяться, и в чем заключался по замыслу прикол – но веселее от этого ничуть не становится.

В итоге, я осилил только первую серию – и то же самое вышло с «Домом, который построил Свифт» и «Убить дракона». Внешне режиссер следует все тому же духу и подходу, который сложился и так удачно воплотился еще в «Обыкновенном чуде» – но который совсем не работает в трех упомянутых фильмах. Сконструированное Захаровым представление (постановочно все такое же талантливое) воспринимается здесь уже как пустой балаган и ощутимый творческий произвол, как растянутая и намеренно чудаческая белиберда, не имеющая под собой никакой основы. Опять же, я не читал пьесу Шварца «Дракон», но, так или иначе, первоисточник в этот раз не спас экранизацию, и из замысловатой абсурдистской канвы «Убить дракона» – такого броского и привлекательного в части декораций и костюмов – вновь не складывается никакого узора. Либо он слишком уж модернистский и намеренно кривой, чтобы мой недалекий и взращенный на классике ум сумел постигнуть его сложную гармонию и не всем очевидную, должно быть, красоту.

Так что, по моим скромным представлениям, Захаров достиг своей вершины в «Обыкновенном чуде», а дальше все, видимо, только повторялось – и повторялось, в основном, неудачно, либо повторялось для себя и исключительно для «своих». Насколько знаю, Захаров больше именно театральный постановщик – и первых же кадров его «Юноны и Авось» мне хватило, чтобы понять, насколько это тоже не мое, так что и продолжать дальнейшее знакомство с режиссером особого смысла не вижу.
Tags: абдулов, захаров, кино, леонов, миронов, папанов, ссср, это все мое родное, янковский
Subscribe

Posts from This Journal “это все мое родное” Tag

  • 5 фильмов Василия Шукшина

    Давненько не выкладывал я уже никаких режиссерских топов, но тут как-то само собой вышло. Надо сказать, что Василий Шукшин меня очень приятно…

  • Печки-лавочки

    Продолжаем. Обаятельные и доверчивые простачки из колхоза, он и она, едут отдыхать «к югу, на курорт». Так всем попутчикам в поезде и…

  • Живет такой странный брат

    Продолжаем. «Живет такой парень» – дебют просто чудесный и на дебют совсем не похожий. Но главное – так легко и…

  • Фруза и девчата на своем сене

    И коротко о всем прочем советском и российском, просмотренном за это время. «Девчата». Удивительная девственная чистота, открытость,…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • Белые лебеди в Пенькове

    Продолжаем. Как любопытно все-таки перемещаться между десятилетиями, все дальше и дальше заглядывая в прошлое и продолжая знакомиться с…

  • Доживем до тихих зорь

    Продолжаем. После Захарова и 80-ых «Доживем до понедельника» Ростоцкого воспринимается как настоящий глоток воздуха. Душевная…

  • Формула чуда

    Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно... Эти слова из песни волшебника в «Обыкновенном чуде» как нельзя лучше характеризуют…

  • Курьер из города Зеро

    Недавно снова взялся за восполнение своих пробелов в советском и российском кинематографе. А они у меня просто огромные. И, чтобы все это не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 223 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “это все мое родное” Tag

  • 5 фильмов Василия Шукшина

    Давненько не выкладывал я уже никаких режиссерских топов, но тут как-то само собой вышло. Надо сказать, что Василий Шукшин меня очень приятно…

  • Печки-лавочки

    Продолжаем. Обаятельные и доверчивые простачки из колхоза, он и она, едут отдыхать «к югу, на курорт». Так всем попутчикам в поезде и…

  • Живет такой странный брат

    Продолжаем. «Живет такой парень» – дебют просто чудесный и на дебют совсем не похожий. Но главное – так легко и…

  • Фруза и девчата на своем сене

    И коротко о всем прочем советском и российском, просмотренном за это время. «Девчата». Удивительная девственная чистота, открытость,…

  • Калина и Каштанка

    Продолжаем. Камерный, аскетичный, обшарпанный, но полный жизни и смысла мирок, что создал в своей «Каштанке» Роман Балаян, обладает…

  • Белые лебеди в Пенькове

    Продолжаем. Как любопытно все-таки перемещаться между десятилетиями, все дальше и дальше заглядывая в прошлое и продолжая знакомиться с…

  • Доживем до тихих зорь

    Продолжаем. После Захарова и 80-ых «Доживем до понедельника» Ростоцкого воспринимается как настоящий глоток воздуха. Душевная…

  • Формула чуда

    Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно... Эти слова из песни волшебника в «Обыкновенном чуде» как нельзя лучше характеризуют…

  • Курьер из города Зеро

    Недавно снова взялся за восполнение своих пробелов в советском и российском кинематографе. А они у меня просто огромные. И, чтобы все это не…