?

Log in

No account? Create an account
Владимир Соколов
Говорить о фильмах Сатьяджита Рэя в целом, о его влиянии на мировое кино, на умы и души других режиссеров и простых зрителей, вроде нас с вами – задача не из легких. Тем более, что и знают его у нас не слишком хорошо (такое у меня сложилось чувство), так что и вводить в курс дела пришлось бы слишком долго – а уж экспертом или знатоком по части индийского кинематографа я себя никак не вижу. Поэтому, ограничившись коротким напоминанием, перейду к теме куда более увлекательной и общечеловеческой, а именно – к дорогим нашим женщинам. Не так уж много найдется, пожалуй, режиссеров, которые бы не просто воспевали и любовались прекрасным полом в своих картинах – но и делали его полноценным, живым и даже ведущим участником действия. Не связанного с соблазнениями, обманами или эротикой, с ролью женщины как манекена, la femme fatale или goddess, особой угнетенной или слабой, чересчур мужиковатой или феминистичной – но с образом естественной красоты и очарования ее природы.


Read more...Collapse )
 
 
Владимир Соколов
«Специально для ЕКР – и ко дню рождения моей любимицы».

В типичной american high school заправляют типичные american mean girls Дюк, МакНамара и Чендлер. Русскоязычный перевод (привычно топорный и подмигивающий) не отражает главной прелести оригинального «Heathers», ведь у трио элитных девочек и гламурных стервочек из общего – только имя. Умница же и красавица Веро́ника, примкнувшая к Хэзер-гидре, сама не рада, что мирное и безвестное ботанство для нее сменилось постоянной «работой». Ведь быть популярной школьницей – работенка та еще. Вечеринки у студентов, шопинг и дефилирование по столовке, всеобщая зависть, ненависть или вожделенные слюнки – ностальгия по куклам и урокам с каждым днем все сильнее, намерение же отправить «коллег» в заслуженный отпуск – все явственнее. А тут еще – соблазнительный бунтарь Джей Ди, колесящий по Америке, настоящий конфетка-мальчик, с харизмой и ужимками бэд боя и улыбочкой Кристиана Слэйтера. Угостил напитком, слово за слово – и вот вы уже сообщники в игре. Играют, как положено в нуарах, по принципу «переспал-убей». С той только разницей, что соблазнитель – парень, красотка же – безвольная кукла.


Read more...Collapse )
 
 
Current Music: Elton John – The Bitch is Back
 
 
 
Владимир Соколов
Любитель «Головокружения» и «Окна во двор», доморощенный изобретатель, вуаейрист и сладострастник, Брайан Де Пальма, в том или ином смысле, всегда пародировал что-то, подражая американской классике и в особенности – тому же Хичкоку – через подчёркнуто трэшовые и низкие жанры и истории, вызывающие почти смех – наряду с отвращением, увлечением и погружением, достигаемых за счёт депальмовского набора приёмов и элементов. Устройства для убийства или кражи, прослушивания или подглядывания, сложные планы по разделению точек зрения и наблюдения различных персонажей, нередкий элемент кино внутри кино и камеры внутри камеры, детективы-любители и гангстеры всех мастей и окрасов, проститутки и маньяки, подставные личности и сюжетные ходы, обязательное присутствие женщин и женских тел, служащих как орудием, так и жертвами любопытных, слабых и часто бесполезных мужчин – всё это Де Пальма, хотя, по большей части – ранний. Необыкновенно изобретательный, во всех смыслах «техничный», хорошо понимающий, что такое саспенс – и всё же откровенно вторичный не только по отношению к Хичкоку – но и к настоящему кино вообще. Лишь во второй половине своей карьеры, сняв такие разные картины, как «Путь Карлито», «Военные потери» и «Неприкасаемые», где уровень драмы и мастерства режиссёра явно был выше, Де Пальма будто неожиданно взрослеет и как бы прогрессирует – но лишь на короткий период, после которого начинается окончательный спад, ознаменованный первой «Миссией невыполнима».

 
 
Владимир Соколов
06 October 2019 @ 06:45 pm
Поэт, художник и гуманист от кинематографа, славный своей любовью к природе и незабываемыми женскими образами, скромный мудрец и бытописатель, воплотивший и объединивший в своих фильмах безмятежность Востока и эстетику Запада, индийский Одзу и Куросава, о котором последний говорил: «Не видеть фильмы Сатьяджита Рэя – значит жить на земле и не видеть Солнца и Луны», человек, чья фамилия недаром произносится так часто как «Рай» – всё это классик и главный режиссёр Индии, чьи простые и универсальные истории западают в душу, освещая её мягким и тёплым светом. Светом доброты, разума и веры в человека – часто слабого, но всё равно прекрасного, задавленного рутиной или бедами – но всё равно удивительного и неповторимого в любой жизненной ситуации, где он способен воплотить себя и свой образ Божий. Да и просто человеческие отношения, взгляды, жесты, лица – всё это всегда так понятно и живо у Рэя, учитывая с какой чуткостью и интересом относится он к своим героям, насколько сам знает, понимает и любит их.  

 
 
 
Владимир Соколов
27 September 2019 @ 07:09 pm

«Изо всех человеческих талантов доброта взрослеет последней».

                                                          Торнтон Уайлдер. «Женщина с Андроса»

 
 
 
Владимир Соколов

«Волноваться — значит использовать свое воображение не по назначению».

                                                                                                                            Дэн Задра

 
 
 
Владимир Соколов
08 September 2019 @ 12:45 pm

Несмотря на свою большую и очевидную популярность, Финчер остается хоть сколько-нибудь значимым лишь как режиссер «Зодиака» да фильма с Фриманом и Питтом, в которых его страсть к загадкам и запутанным сюжетам сочетается с уверенностью профессионала и чувством стиля. В остальном же, как это ни странно, картины с сюжетами более банальными и прямолинейными оказываются на поверку прочнее и лучше, если говорить непосредственно о киноэстетике и глубине погружения в кино. Таинственность же и оригинальность фильмов, вроде «Бойцовского клуба» или «Игры», «Бенджамина Баттона» или «Исчезнувшей», оказываются, по факту, мнимыми и куда более поверхностными, отдающими прельщающей зрелищностью и псевдоинтеллектуальностью, которые, может быть, и завораживают, и увлекают – но от клейма посредственности всё равно спасти не могут. Но это, что касается кино. О деятельности Финчера-клипмейкера вопрос отдельный.



 
 
Владимир Соколов
03 September 2019 @ 07:22 pm

Уже не в первый раз сталкиваюсь с одним загадочным явлением. Последний случай был совсем недавно, когда при пересмотре фильма «Все о Еве», ожидая увидеть одну сцену, которая мне хорошо запомнилась, я вдруг с удивлением обнаружил, что ее просто-напросто выкинули. В том, что это какая-то сокращенная версия без одного (ну, пусть даже двух или трех) крошечных эпизодов, нет никакого смысла. Он никому и ничем не мешал, так что и вырезать его не было ни малейшей нужды. Тем более из такого старого и классического фильма. Речь идет о сцене в начале фильма, где в гримерке знаменитой актрисы притворно-скромная фанатка Ева чуть ли не падает в обморок от голода (или усталости) и эмоционального перенапряжения. Этот короткий и почти даже трогательный момент запомнился мне лучше всего. И до чего же неприятно поэтому было столкнуться с его отсутствием! Словно ты оказался в альтернативной реальности, где фильм «Все о Еве» существует в том же виде – но без одного микроэпизода. Сильно сомневаюсь, что я это выдумал – хотя бы и потому, что это происходит не впервые. 

А у вас бывает такое?

 
 
 
Владимир Соколов

Пересмотрев замечательный мини-сериал с Дженнифер Эль и Колином Фертом, в очередной раз убедился, что при всей своей очевидной поверхностности и романтической шаблонности история о гордости одного джентльмена и предубеждении одной юной леди неизменно покоряет тебя элегантной простотой и дружелюбностью характеров, выписанных точно и в меру иронично – но без всякого злорадства, так что счастливая концовка, обязательная для главных героев, сопровождается и снисходительной терпимостью к посредственностям, находящим удовлетворение в выгодном браке и показной благоустроенности, согласно принятым стереотипам. И предсказуемость давно известных поворотов ничуть не портит той незамысловатой и сентиментальной радости, какую испытываешь в одном лишь предвкушении знакомых событий или разговоров, мысленно выстраиваемых друг за дружкой на повествовательной линии. 

Read more...Collapse )
 
 
Владимир Соколов

Позавчера вечером начал смотреть «Секретные материалы». Интересно, что при очевидно более высоком качестве сериала в целом, создании более плотной и убедительной атмосферы по сравнению с сериалами нынешними, он остается безусловным детищем 90-ых с их кажущимися теперь художественной наивностью и старомодностью – почти даже классичностью, если говорить о форме. Из-за этого поневоле ощущается зажатость в некие рамки – не только временные, но и творческие, и сюжетные. Ты как бы заранее знаешь, что определенные вещи здесь произойти никогда не смогут – не вписываясь в эпоху, формат и самый подход шоураннеров того времени. Все развивается по более-менее четко угадываемым канонам, отвечающим определенному духу и эстетике. Сейчас же, несмотря на ощутимую свободу и творческую раскрепощенность авторов, сериалы оказываются в этом плане куда беднее и прямолинейнее, становятся все более банальными и нелепыми, так что технические возможности, огромные бюджеты и эстетика нового времени явно используются режиссерами как попало и удручающе бедно. Из-за чего итог оказывается, чаще всего, неутешительным – и куда менее убедительным, чем в те же девяностые. Поэтому, как ни крути, по-прежнему отдаешь предпочтение классике. 

Read more...Collapse )